БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

ВОСТОКОВЕДНЫЙ СБОРНИК (выпуск второй). М., 2001, 374 стр.
Стр. 319-332

Хамамдех Мухаммад

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ: ПРОБЛЕМЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ, БАЗИРУЮЩЕЙСЯ НА НЕФТИ

 


Связь состояния экономических систем аравийских стран – крупных экспортеров нефти с флуктуациями нефтяного фактора неоднократно привлекала к себе внимание зарубежных и арабских экономистов. Аравийские нефтедобывающие страны смогли использовать нефть как движущую силу развития, и разработка этого ископаемого сырья оказала выраженное доминирующее воздействие на их хозяйственный рост и социально-экономическую модернизацию Rambler's Top100 В своих выступлениях король Фахд неоднократно говорил, что громадные результаты в развитии королевства стали возможны благодаря доходам от нефти1.

К основным результатам ускоренной модернизации национальной экономики Королевства Саудовская Аравия (КСА), базировавшейся на доходах от экспорта нефти, можно отнести следующие.

За счет использования нефтяного фактора страна сумела обеспечить свое участие в системе международного разделения труда на существенно новом уровне, достигнуть значительно более высокой доли в распределении мирового прибавочного продукта, осуществить создание масштабной социальной и производственной инфраструктуры. Увеличение некоторых основных интегральных показателей экономического развития показывает, что за исторически короткий отрезок времени пройдена большая дистанция на пути экономического роста и кардинально улучшено благосостояние населения.

Эти выводы отчетливо подтверждаются, например, показателями, характеризующими динамику населения Саудовской Аравии. В стране, где до начала ускоренной модернизации или “нефтяного” скачка из прошлого в современность основная масса ее жителей была неграмотна (95% населения в начале 50-х годов), а результатом тяжелого, но малопроизводительного труда в условиях сурового климата были очень высокая смертность и низкая средняя продолжительность жизни (всего 33 года), в годы модернизации с 1970 по 1985 г., т.е. всего за 15 лет, местное население практически удвоилось – с 5,8 млн. до 11,2 млн. человек, что соответствует признакам происшедшей “демографической революции” (так как к “демографической революции” относят быстрые темпы прироста населения, при которых население удваивается каждые 35 лет). Данный тренд имел место при высокой рождаемости и достигнутой низкой смертности, и продолжительность жизни вплотную приблизилась к уровням промышленно развитых государств. В 90-х годах показатель продолжительности жизни в КСА отмечается на уровне 73 года для мужчин и 77 лет для женщин, уровень рождаемости (число родившихся) на 1 тыс. человек, по данным ООН, составил в КСА 43,2 в 1980 – 1985 гг. и 42,1 в 1985 – 1990 гг., при очень низком уровне смертности – соответственно 9,0 и 7,62. Что касается уровня рождаемости, то подобные высокие уровни были в Европе (кроме Франции) на этапе наивысшего темпа прироста населения в 70-е годы XIX в., и в Китае – в 60-х годах ХХ в. По последним оценкам, 62,6% населения КСА моложе 24 лет, 55% – моложе 18 лет, а при имеющихся высоких темпах прироста населения в стране в 3-4% оно в предстоящие 15 лет должно вновь удвоиться3.

Подобные сдвиги были бы невозможны без созданной широкой системы социального развития или “государственного патернализма”, как эту систему определяет, например, саудовский социолог М. Ямани. Отмечается, что уникальным в мировой практике, в частности, выступает предоставление мужчинам пособия в виде дара на сумму 5 тыс. долл. для женитьбы как вид государственной поддержки коренных жителей Саудовской Аравии и т.п.4

За период модернизации 70-90-х годов в Саудовской Аравии накоплены немалые объемы национального богатства в материальной и нематериальной формах (культура, образование); преодолены многие стереотипы сознания, присущие хозяйственному застою монархий до начала широкомасштабной разработки нефти под национальным контролем; произведена грандиозная перестройка хозяйственных структур (промышленные зоны на месте пустынь, транспортная и социальная инфраструктура, современные города и поселки, индустриальные комплексы и т.п.); сформированы новые, сравнительно стабильные источники доходов (например, экспорт капитала).

Абсолютный объем такого интегрального показателя, как валовой внутренний продукт (ВВП), в годы модернизации в Саудовской Аравии по сравнению с предшествующим периодом возрос в десятки раз (17,4 млрд. риалов – в 1979 г., 164,53 млрд. – в 1975 г., 520,59 млрд. – в 1980 г., 547,41 млрд. – в 1997 г., в текущих ценах); показатель ВВП на душу населения данной нефтяной монархии, хотя он и испытывал существенные флуктуации ввиду его тесной зависимости от нефтяных доходов, – достаточно высок по масштабам “третьего мира”: в 1994 г., например, 7003 долл., и 6133 долл. – в 1998 г. (при очень низком уровне цен на нефть), а по паритету покупательной способности ВВП Саудовской Аравии на душу населения в 1998 г. составил 9 тыс. долл. Если сравнить данный показатель КСА с такой страной, близкой к среднеразвитому капитализму, как Турция, то у последней душевой ВВП в 1998 г. был значительно меньше – лишь 3213 долл.5

Вместе с тем экономика КСА остается в преобладающей степени монокультурной, а процесс диверсификации промышленности до последнего времени осуществляется замедленными темпами и сконцентрирован в производствах, сопутствующих добыче нефти.

Разумеется, нельзя не отметить прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре экономики КСА, достигнутых за три последних десятилетия, несмотря на сложные стартовые условия развития. Так, по данным на середину 90-х годов, доля обрабатывающей промышленности в ВВП составила 8,6%, нефтегазовой (в основном это добыча нефти и газа) – 32,1, сельского хозяйства – 7,0, строительства – 9,6%. Вместе с тем доля непроизводственной сферы была достаточно высокой: оптовой и розничной торговли – 7,4%, банков и других кредитно-финансовых институтов – 3,1, транспорта, коммуникаций и складирования – 6,8, ресторанов и отелей – 1,7, общественных и социальных услуг – 21%6.

При этом высокая доля в промышленности нефте- и газодобычи вместе с большой долей непроизводственных секторов экономики (которые, по существу, зависят главным образом от перераспределения части нефтяной ренты, отпускающейся государством на ассигнования в национальное хозяйство) вызывает существенные трудности и проблемы. Эти аспекты сильно ощущаются при каждом ухудшении конъюнктуры мирового рынка нефти, сразу же влекущем за собой спад темпов экономического роста страны из-за сокращения доходов от нефтегазовой отрасли и передающегося на все хозяйство, а особенно на непроизводственные его сектора, напряжения и спада деловой активности. В 1986 г., когда мировые цены на нефть упали до низшего с 1978 г., значения объем товарного экспорта КСА снизился в сравнении с 1981 г. в 5,5 раза. Данным по темпам роста ВВП Саудовской Аравии свойственны хаотические колебания этого показателя под влиянием колебаний цен на нефть. Например, показатель темпов роста ВВП Саудовской Аравии (в постоянных ценах) в 1978, 1979 и 1981 гг. весьма высок – соответственно 6,7%, 10,1 и 7,9%. Когда же цены на нефть упали, значение оказалось резко отрицательным: 1,7% – в 1982 г., 0,1 – в 1983 г., 2,6 – в 1984 г. и 4,1% – в 1985 г. Показатель составил 5,6% в 1986 г. и 1,4% в 1987 г. (здесь темпы прироста ВВП отреагировали на то, что имело место кратковременное повышение цен на нефть). Зависимость экономического роста от нефти сохраняется и в 1990-е годы. Например, темпы роста ВВП в королевстве составили: 0,5% – в 1995 г., 1,4 – 1996 г., 1,9 – 1997 г., 10,8 – 1998 г. (когда цены на нефть упали до крайне низкого уровня), 2,0% в 1999 г.7 Все экономическое развитие страны серьезно зависит от нефтяных доходов – экспортная квота КСА (удельный вес стоимости экспорта в ВВП) составила: 77,2% – в 1981 г., 40,5 – в 1991 г., 44,5% – в 1996 г. У КСА она выше, чем, например, у Республики Южная Корея, которая осуществляет экономическое развитие, основанное на широком развитии ориентированных на экспорт отраслей и имела экспортную квоту в 30,1% в 1989 г., 36% в конце 90-х годов8. Однако у таких стран, как Республика Корея и другие новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, экспорториентированный рост экономики стабилен, поскольку основан на выпуске и поставках широкой номенклатуры продукции отраслей обрабатывающей промышленности (электротехника, электроника, автомобилестроение и др.), а кроме того, обусловливает общий прогресс в диверсификации их национальных хозяйств.

В Саудовской Аравии спад объема нефтеэкспорта и доходов от него (как от единственной крупнейшей статьи экспорта страны) приводил к тому, что поддержание масштабов экономики, базирующейся на нефтяном факторе, в условиях ухудшения конъюнктуры рынка нефти столкнулось с серьезным препятствием в виде недостатка финансовых средств, проявившегося в уменьшении активного сальдо платежных балансов и в образовании дефицитов платежного баланса и государственного бюджета, в виде тяжелой нагрузки на государственные финансы и расходования значительной части накопленных финансовых авуаров. Отрицательное сальдо платежного баланса КСА составило: – 12 932 млн. долл. в 1985 г., 4152 млн. – в 1990 г., 17 740 млн. – в 1992 г., 10 487 млн. – в 1994 г., 12 880 млн. – в 1998 г.9

В 1986 г., по сути, оказалось, что реальные доходы госбюджета от внутренних источников составляют лишь 16,5 млрд. риалов, в то время как расходы превысили 88,2 млрд. риалов. К 1988 г. финансовые резервы правительства на счетах в Финансовом агентстве КСА упали до 78 млрд. риалов по сравнению с 118,5 млрд. в конце 1996 г., и при финансировании дефицита бюджета не за счет займов, а из средств правительства эти резервы к концу 1988 г. могли истощиться практически полностью10.

Из-за последствий войны в Персидском заливе 1990 г. в 1990-1991 гг. бюджеты КСА не были опубликованы, а в 1992 г. расходы составили 204,9 млрд. риалов, а доходы – 165,4 млрд., что привело к дефициту в 39,5 млрд. риалов11. Значительный дефицит госбюджета сохранялся на всем протяжении 90-х годов. В 1994 г., например, расходы превысили доходы на 9,28 млрд. долл., в 1996 г. – на 5,07 млрд., в 1999 г. – на 9,07 млрд. долл., или на 34 млрд. риалов12. Внутренний долг королевства также постоянно увеличивался, составив 18,930 млрд. долл. в 1989 г., 62,933 млрд. – в 1992 г., 75,477 млрд. – в 1993 г. (63% от ВВП) и уже 112,5 млрд. (422 млрд. риалов) – в 1996 г., 150,9 млрд. – в 1998 г., 162,1 млрд. долл. – в 1999 г.13

Нарастание долга объясняется тем, что правительство в 1988 г. прекратило опустошать зарубежные авуары, перенеся центр тяжести на займы. Вследствие войны в 1990 г. у правительства КСА впервые появился внешний долг, так как оно прибегло к займу в 4,5 млрд. долл. у иностранных банков. В мае 1994 г. КСА погасила часть внешнего долга14 и долг уменьшился. Однако падение цен на нефть и дальнейшие финансовые осложнения для экономики КСА вынудили правительство прибегнуть к новым займам у зарубежных банков и на межгосударственной основе, ввиду чего внешний долг снова возрос и в 1998 г. составил 22 млрд. долл. Суммарный долг государства в 1999 г. достиг 120 млрд. долл., т.е. стал сопоставим с величиной всего ВВП королевства15.

Правящим кругам Саудовской Аравии необходимо сохранять преемственность курса развития, который предполагает широкое участие государства в социальной сфере, в поддержании экономического благосостояния подданных. В частности, невозможно быстрыми темпами переориентировать население, занятое в государственном секторе, вследствие чего, например, в 1998 г. около 65% бюджета королевства было израсходовано на зарплату госслужащим и выплаты по долгам. В госсекторе занято около 85% экономически активного населения КСА. Огромное, по условиям данной страны, число молодых коренных саудовцев – более 120 тыс. – ежегодно вступает в трудовую деятельность. Подавляющая их часть претендует на престижные государственные должности16.

Спад цен на мировом рынке нефти и урезание государственных расходов в КСА отражались на значительных массах саудовского населения и приводили к тому, что, например, в частном секторе банкротства, вызванные невозможностью предпринимателей погасить долги саудовским и иностранным банкам, превращались в обычное явление. Десятки тысяч выпускников школ, в том числе исламских, не могли найти работу в госсекторе, а частный сектор не создал устойчивой альтернативы17. Проявляющаяся, по существу, линейная зависимость экономического роста от изменений цены на нефть ставит в центр внимания вопрос о преобладании в КСА 70-80-х годах ускоренной модернизации и в определенной мере в 90-е годы расширения или экстенсивного роста экономики, а не реального интенсивного экономического роста. На эту проблему указывали многие специалисты, в том числе и экономисты непосредственно из самих нефтеэкспортирующих стран. Так, один из влиятельных деятелей в ОПЕК, А. Аттига, отмечал, что развитие, основанное на опоре на нефтяной фактор, представляет собой экстенсивный рост, т.е. просто расширение масштабов хозяйства, поскольку были нарушены национальные сектора самоподдерживающегося, хотя и находящегося в состоянии стагнации, развития. Нарушены национальные пропорции производства и потребления. Огромные ассигнования нефтяных доходов позволили быстро освоить новые обширные хозяйственные пространства, практически за несколько лет сосредоточить преобладающую массу бывшего аграрного населения в городах, поднять стандарты потребления. Однако непроизводительный характер нефтяного роста национальных хозяйств с непропорционально высоким значением непроизводственных секторов и сферы потребления привел к их замыканию на производственные сектора экономики стран-импортеров нефти. С другой стороны, при сравнении с признаками роста или расширения, базирующегося на доходах от нефти, признаки действительного экономического развития на практике выступают как весьма слабые18.

Это в принципе подтверждается и структурой занятости населения Саудовской Аравии по секторам хозяйства, которая обнаруживает, что использование трудовых ресурсов плохо сообразовалось с императивами диверсификации национальных хозяйств. В 1990 г. в производственных секторах экономики было занято 32,2% трудовых ресурсов, а в непроизводственных – 67,8%. В 1994 г. число занятых в производственных секторах КСА даже уменьшилось, составив 31,2%, а в непроизводственных секторах возросло – 68,8%19. Если сравнить Саудовскую Аравию с развитыми индустриальными странами, например с США, то оказывается, что в КСА в непроизводственных секторах хозяйства занято немногим меньше населения, чем в США (в США – примерно 77,3% населения). Однако если такая страна, как США, относится к экономикам, уже рассматривающимся в основном как экономические системы постиндустриальной стадии развития, то Саудовской Аравии еще предстоит продвинуться дальше по пути созидания диверсифицированной промышленности, обеспечивающей самоподдерживающийся рост в ненефтяной сфере хозяйства.

Прежде всего потому, что экономика КСА испытывает значительные трудности в периоды практически каждого падения цен на нефть, а правительства и государственные финансы находятся в постоянном напряжении, порождаемом колебаниями нефтяных цен, а с ними – государственных доходов. В 90-е годы перед королевством с особой насущностью встал вопрос о проведении реформ, направленных на повышение эффективности национального хозяйства, с использованием рыночных принципов.

По какому пути могут развиваться реформы с расширенным применением инструментов рынка в Саудовской Аравии? Повышение диверсификации в ненефтяном промышленном секторе в 80-90-е годы в действительности рассматривалось правительствами монархий как приоритетное направление хозяйственной стратегии, и они вкладывали и продолжают вкладывать большие средства и усилия в продвижение данного процесса. Однако этот процесс происходит сложно и может приобрести подлинно рыночный характер только при условии, что частный сектор сможет самостоятельно управлять деятельностью различных производств, а поддержка государства сведется к минимуму.

Если рассматривать реформы, касающиеся ненефтяной сферы хозяйства, то, судя по заявлениям и документам правительственных органов, главным направлением реформ по расширению использования рыночных механизмов должно быть повышение роли частного сектора в экономическом развитии таким образом, чтобы данный сектор, во-первых, смог функционировать на базе в основном внутренне генерируемого, самоподдерживающегося роста без подпитки со стороны государства; во-вторых, перенес центр тяжести с активности в основном в непроизводственных секторах хозяйства в производственные. При этом нефтехимическая промышленность, глубокая переработка нефти при производстве широкого ассортимента продукции также в целом рассматривается как ненефтяное направление, в отличие от производства и поставок сырой и очищенной нефти.

Надо констатировать, что в Саудовской Аравии уже с 70-x годов было осуществлено много серьезных шагов, направленных на рост и диверсификацию промышленности. Во-первых, государство само создавало необходимые объекты промышленной и транспортной инфраструктуры, без которых невозможно заполнить “провалы рынка” и обеспечить среду для функционирования частного сектора и которые даже в странах с развитой рыночной экономикой считаются сферой активного государственного вмешательства. Стоимость создания промышленной базы в КСА только за 1975-1985 гг. составила 53 млрд. долл.

Во-вторых, в целях преодоления фактора неспособности частного капитала в финансовой сфере обеспечить средне- и долгосрочное кредитование нужд развития экономики, особо присущего хозяйству развивающихся стран, саудовское государство обеспечило решение этой задачи посредством создания мощных государственных кредитных агентств и банков, участия в капитале банков и инвестиционных институтов. В КСА шесть таких институтов предоставляли долгосрочные кредиты и субсидии различным сферам экономики, включая мелкое предпринимательство и социальную сферу: Саудовский сельскохозяйственный банк, Саудовский фонд промышленного развития, Государственный инвестиционный фонд, “Риал Эстейт Девелопмент Бэнк” (в основном кредитовавший жилищное строительство) и Саудовский кредитный банк (осуществлявший нецелевое финансирование лиц с низкими доходами). На 1986/87 финансовый год объем кредитов и финансирования, предоставленного этими учреждениями, составил 166 402 млн. риалов, на 1991/92 финансовый год – 152 872 млн. риалов20.

В-третьих, в стране существовали и существуют многочисленные льготы на газ, электроэнергию, сырье, поставляемое национальным предприятиям, льготы по налогообложению, что очень способствует преодолению трудностей становления целого ряда производств.

В-четвертых, в планы экономического развития КСА постоянно включались программы, нацеленные на повышение уровня профессионально-технической подготовки национальных кадров: если уже в первом пятилетнем плане (1971-1975) развитие людских ресурсов выступало второй по значению важнейшей задачей, то переходя из плана в план, задача развития человеческого фактора звучала в третьем плане (1980-1985) уже как вовлечение жителей всех районов КСА в хозяйственную деятельность; в четвертом плане (1985-1990) особый акцент делался на увеличение роли частного капитала в экономическом развитии, на активизацию частного сектора, для которого государство за предшествующие 20 лет создало развитую инфраструктуру. Среди важных задач четвертого плана развития КСА было названо повышение эффективности и производительности национального хозяйства, развитие импортзамещающих отраслей промышленности с существенным сокращением к 1990 г. доли импортируемого компонента промышленной продукции (с 80 до 50%); в шестом плане развития (1995-2000 гг.) в качестве важнейшей задачи рассматривалось предоставление каждому гражданину возможности своим трудом обеспечить достойный уровень жизни, увеличение трудовых ресурсов, повышение профессиональной квалификации граждан и ускорение замены зарубежных рабочих на отечественных, поощрение активизации участия частного капитала в экономическом развитии, уменьшение зависимости королевства от экспорта сырой нефти, диверсификация экономики, повышение эффективности и производительности21.

Однако, как отмечалось выше, сдвиги в диверсификации производственной сферы экономики и в структуре занятости ощущаются слабо. В 1999 г. из 114 тыс. выпускников колледжей небольшая часть имела специальности, связанные с промышленностью. Правительством предпринимаются новые значительные усилия в области программ профессионально-технической подготовки и переподготовки, нацеленных на “саудизацию” персонала широкого числа предприятий и компаний, увеличивается сеть центров профподготовки, 2000 мужчин ежегодно проходят профподготовку только в одном Центре профессиональной подготовки при торговой палате в Эр-Рияде. В персонале банков (где высокий уровень оплаты со среднемесячной ставкой в 1762 долл.) саудовцы уже составляют 75%. Но значительно более трудно продвигается процесс в других областях хозяйства, в том числе в частном секторе. Слабо реалистичным в настоящее время представляется замещение 2 млн. рабочих мест со специальностями “непрестижного” характера, на которых работают иностранцы, саудовским персоналом, хотя уже появились некоторые компании, где удалось сформировать большинство персонала из числа саудовцев. Это, например, национальная саудовская группа “Эдвансд Электронике Компани”, где саудовцы составляют 71% персонала22.

Нельзя не отметить, что, по мнению автора, главное препятствие на пути диверсификации национальной экономики КСА – человеческий фактор, неготовность или неспособность большинства экономически активного населения работать на непрестижных специальностях в промышленности, на чем, видимо, сказалось позднее вступление страны, в которой преобладали традиционные уклады хозяйства и виды деятельности, на рельсы современного экономического развития.

В этой связи успех реформирования экономики Саудовской Аравии будет решающим образом зависеть от способности руководства страны вовлечь основную массу экономически активного населения в трудовую деятельность в промышленности, и это им необходимо будет осуществить достаточно быстро, пока у КСА все же сохраняется немалый запас хозяйственной прочности, базирующийся на ее роли как одного из ключевых в мире поставщиков минерального топлива. Обнадеживающим аспектом выступает то, что, по оценкам обозревателей, саудовский частный сектор определенными темпами наращивает масштабы деятельности в сфере производства. Ожидается, что в ближайшие пять лет его инвестиции составят более 478 млрд. риалов (более 127 млрд. долл.), а темпы роста – более 5%23.

Вместе с тем, несмотря на то что правительство существенно не сокращает число занятых в госсекторе, проводя вместо этого различные меры по экономии расходов, сочетание фактора вступления все новых кандидатов на рабочие места на рынок труда ввиду быстрого роста населения с отмеченной проблематикой их профессиональных предпочтений и квалификации пока что даже ведет к появлению скрытой безработицы, когда пособие государства рассматривается лучшим вариантом, чем поступление на непрестижную работу24.

На этом фоне другой альтернативой выступает путь по значительному ускорению приватизации государственных или контролируемых государством предприятий и фирм и либерализация национального хозяйства в смысле расширенного доступа в него иностранного капитала и постановки иностранных и национальных компаний в равные условия. Нужно отметить, что до последнего времени правящие круги КСА придерживались курса на постепенную приватизацию, осуществляя ее через частичное акционирование капитала предприятий по ходу процесса “выращивания” и укрепления национального частного капитала. Осторожного подхода в данном вопросе придерживается и принц Абдаллах, последние годы возглавлявший выработку курса саудовских реформ. Стандартная линия КСА в области приватизации соответствует тому, что, как отметили представители правительства КСА, в том числе председатель Финансового агентства Х.С. ас-Сайари, касаясь корпорации САБИК (крупнейшего управляемого государством концерна, выпускающего около 40 видов нефтехимической продукции), “...она может быть приватизирована тогда, когда для этого придет подходящее время”25.

Проблема заключается в том, что на нынешнем этапе глобализации мирового хозяйства королевство как крупный экспортер нефти и нефтехимической продукции вынуждено добиваться более благоприятного режима доступа своей продукции на рынки развитых государств или же оставаться со своей продукцией в невыгодном положении в сравнении с экспортными товарами развитых государств мирового сообщества (пошлины на ввоз саудовской продукции составляют 14% и более). В свою очередь, это связано с встречными условиями, выдвигаемыми со стороны развитых государств – членов ОЭСР, Всемирной торговой организации (ВТО), вступления в которую с целью снятия барьеров на пути саудовского экспорта в 90-х годах добивалась Саудовская Аравия. Так, представители ВТО выдвигают требования об обеспечении для западных и международных компаний снятия различных протекционистских ограничений, затрудняющих прибыльные операции в Саудовской Аравии, причем как отмену высоких (от 12 до 20%) пошлин на ввоз в КСА разных видов продукции, так и отмену режима неравного доступа к источникам нефтегазового и энергетического сырья. Постановка же иностранных компаний в равные условия с саудовскими по большому счету требует отмены поставок топлива, сырья и электроэнергии саудовским компаниям по льготным ценам. ВТО в целом предполагает равный доступ зарубежных компаний в основные отрасли экономики, в том числе в нефтегазовый сектор26.

Среди достаточно серьезных шагов на пути рыночных реформ, предпринятых саудовцами, в том числе в свете подготовки к вступлению в ВТО, можно выделить меры по изменению законодательно-правовой базы, нацеленные на запуск более широкого частного инвестирования за счет улучшенного инвестиционного климата. Например, в стадии реальной подготовки находится законодательство, касающееся правового режима функционирования саудовского рынка капитала. Как сообщают источники, в КСА оно должно будет предусматривать введение института независимых биржевых брокеров, что позволит активизировать деятельность этого рынка. До последнего времени саудовская фондовая биржа представляла собой крайне заорганизованное учреждение, где не существовало торгового зала, а сделки с ценными бумагами могли осуществляться только банками по поручению их клиентов. Биржа служила инструментом простого распределения акций нескольких десятков организаций практически по номинальным ценам без установления рыночного курса, что отражало боязнь свободного перелива капиталов и фондовых операций как слабо контролируемого рыночного сегмента27. В 1999 г. был, наконец, отменен запрет на участие иностранных инвесторов в операциях с акциями саудовских акционерных компаний и на инвестирование в местные взаимные фонды.

В стадии подготовки находится и новое законодательство о компаниях, которое позволит саудовским закрытым семейственным коммерческим группам, столкнувшимся с трудностями управления по традиционной схеме и с возросшим числом коммерческих исков, порождаемых вступлением в бизнес более молодых членов семей, привести деятельность в соответствие с современными требованиями28. Сообщается, что через Кабинет министров и меджлис проведен закон, отменяющий запрет на превышение долей иностранного участия в компаниях предела в 49% акционерного капитала. Кроме этого, саудовцы предпринимают шаги по совершенствованию налогового, трудового и страхового законодательства, законодательства об интеллектуальной собственности, торгового кодекса, норм, касающихся спонсорства, а также законодательства, регулирующего режим иностранных инвестиций в королевстве. Ставка налога на прибыль предприятий с зарубежным участием будет, по-видимому, снижена с 45 до 30%29. Должны вступить в действие и новые положения, относящиеся к обеспечению услуг в области здравоохранения и направленные на то, чтобы перенести эту нагрузку на частный сектор, особенно в отношении медицинского обслуживания несаудовцев30. Значительным шагом к большей открытости данной мусульманской страны для иностранцев стало и то, что впервые введены туристские визы.

Однако саудовские правящие круги в целом, по-видимому, не встали на позиции ускоренной всеобъемлющей приватизации и либерализации национального хозяйства. Как отмечают саудовские руководители, режим иностранных инвестиций не является установленным окончательно, он будет постоянно корректироваться и уточняться. По оценкам экспертов, существует список отраслей, где саудовское руководство считает нежелательным увеличивать иностранное участие. Кроме того, многие меры по либерализации носят половинчатый характер, с точки зрения ряда зарубежных экспертов. Например, изменения в налоговой системе не были проведены одновременно с решениями по режиму иностранных инвестиций. Саудовская сторона также вывела из повестки дня на переговорах с ВТО перечень вопросов, касающихся норм, регламентирующих учреждение и функционирование саудовских компаний, что продиктовано опасениями их неконкурентоспособности в сравнении с иностранными в случае, если будут устранены защитные барьеры по акционерному капиталу, регистрации и т.п. В результате вступление Саудовской Аравии в ВТО вновь было отложено31.

Процессы приватизации в экономике КСА происходят медленно. Среди сфер, рассматриваемых потенциально допустимыми для приватизации, можно выделить следующие. Во-первых, это – сектор телекоммуникаций и электроэнергетика. Во-вторых, все последние годы на повестке дня стоит вопрос о приватизации Саудовской национальной авиакомпании. На ряде принадлежащих государству объектов, таких как аэропорты, морские порты, терминалы, частный капитал все больше привлекается к управлению и эксплуатации на правах аренды и доверительного управления. В области нефтехимии приватизация должна коснуться корпорации САБИК, где, однако, на сегодня наибольший приоритет отдан совместным предприятиям с участием частного саудовского и иностранного (с определенными ограничениями) капитала, и такие СП уже существуют в ряде из 16 промышленных комплексов этой структуры. В других отраслях частному капиталу предоставляется возможность инвестировать в строительство новых объектов и управлять ими, параллельно с существованием и функционированием крупных системообразующих государственных предприятий.

По мнению большинства зарубежных экспертов, в том числе экспертов МВФ, саудовское руководство в предстоящие годы будет придерживаться политики сохранения корпоративной схемы управления государством и экономикой, не стремясь к отказу от сильного государственного регулирования и управления основными экономическими процессами и протекционизма, а рыночные реформы в королевстве не будут осуществляться быстрыми темпами, как, например, в Египте. В Саудовской Аравии правящие круги проявляют традиционно присущие им консерватизм и политическую осторожность в отношении возможности радикальной перестройки хозяйственной системы страны с помощью приватизации. Хотя проведенное в 1996 г. Институтом имени короля Фахда исследование показало, что приватизация основных государственных активов может принести доход в 26 млрд. долл. в среднесрочной перспективе, занимающиеся реформами саудовские официальные лица не желают, чтобы продажа активов привела к потере контроля с их стороны за принятием экономических решений32.

По-видимому, подобный подход оправдан с точки зрения условий Саудовской Аравии и опыта рыночных реформ в других странах. Раскрытие нефтегазового сектора для иностранных инвестиций на правах собственности в части добычи в КСА, где одни из наиболее легких в ОПЕК условий добычи, пока в основном не требуется, за исключением некоторых случаев, когда необходимо заинтересовать международные монополии в сотрудничестве для внедрения в королевстве дорогостоящих технологий добычи минерального сырья. Кроме того, доступ иностранных монополий в добывающую сферу, которая считается стратегически важной для экономики КСА, если такой доступ был бы широко осуществлен на базе соглашений типа “продакшн-шеринг” (т.е. с правами собственности на часть ресурсов нефти или газа), лишил бы королевство немалой части доходов казны и подорвал бы финансирование развития в соответствии с национальными нуждами.

С другой стороны, широкое всеобъемлющее раскрытие главных отраслей и производств саудовского хозяйства для частных и иностранных инвесторов и для приватизации, и одновременное полномасштабное упразднение льготных режимов для национальных предприятий может привести к банкротству находящихся в стадии становления производств и отраслей, сильному обострению проблем занятости, и таким образом подорвать социально-политическую стабильность на родине ваххабизма. При подобном развитии событий не лишними представляются опасения рассогласования позиций сил, выражающих воззрения исламских деятелей и движений, с позициями официальной власти (среди примеров подобных угроз – предупреждение саудовскому королю улемов и других саудовских политических деятелей в 1991 г., террористические акты против американцев в 1995 и 1996 гг.). Тогда страна могла бы втянуться в ситуацию длительной дестабилизации политической обстановки.

Учитывая, что такие страны, как Королевство Саудовская Аравия, имеют узловое значение для нефтеснабжения всего мирового хозяйства, со стороны развитых государств мирового сообщества по отношению к этим странам должна проводиться гибкая политика сотрудничества, строящаяся на учете долгосрочных интересов, в том числе касающихся поддержания стабильных, взаимовыгодных хозяйственных связей развитых стран с аравийскими нефтедобывающими странами, на проведении линии на оказание помощи аравийским странам в плане большей интеграции в разносторонние экономические связи с развитыми государствами.

Позитивный вклад аравийских монархий в обстановку на Ближнем Востоке будет поддерживаться нахождением в определенной степени взаимовыгодного баланса между развитыми странами-потребителями нефти и странами Аравии, при котором нефтяной фактор продолжит оказывать благоприятное воздействие на облик аравийских обществ и послужит препятствием для деструктивных процессов, позволяя в то же время осуществлять продуманное и эффективное в местных условиях внедрение в экономику рыночных принципов. Этого подхода придерживаются, в том числе, и многие эксперты из развитых государств-импортеров нефти. На данном пути может быть с успехом продолжено и активное сотрудничество в рамках отношений по типу ЕС – ССАГПЗ, так как страны ССАГПЗ ожидают более преференциального режима поставок их нефтехимической продукции на рынки развитых государств33.

1 Abir М. Saudi Arabia. Government, Society and the Guff Crises. – L. – N.Y., 1993. – С. 149.

2 См.: The Middle East and North Africa 1989. – L., 1988; The Middle East and North Africa 1999. – L., 1998. – С. 752, 835, 848; The Economist Intelligence Unit (EIU) Country Profile 1996-1997. Saudi Arabia. – L., December 1996. – С. 21-22.

3 The Economist Intelligence Unit (EIU) Country Profile 1996-1997. Saudi Arabia, с. 22; Special Report Saudi Arabia // Middle East Economic Digest (MEED). – L, June 2000. – № 26. – С. 26-28.

4 Yamany M. The New Generation in the GCC: the Case of Saudi Arabia // Oil and Regional Developments in the Gulf. – L., 1998. – С. 140.

5 Databank: Economic Indicators // MEED. – L., October 1999. – № 41. – С. 40; International Financial Statistics Yearbook 1999. IMF. – Wash. – С. 798.

6 The Economist Intelligence Unit (EIU) Country Profile 1995-1996. Saudi Arabia. – L., January 1996. – С. 20.

7 Рассчитано по: International Financial Statistics Yearbook 1999, с. 798.

8 Там же.

9 Там же, с. 146.

10 Looney R.E. Fiscal Stress in Saudi Arabia: Budgetary Adjustments in an Era of Declining Oil Revenues // The Oil Market in the 1980s. A Decade of Decline. – N.Y. – L., 1992. – С. 61.

11 The Middle East and North Africa 1999, с. 846.

12 Special Report Saudi Arabia // MEED. – L., September 2000. – № 37. – С. 29.

13 Special Report Saudi Arabia // MEED. – L., March 1995. – № 10. – С. 28; March 1995. – № 12. – С. 17; September 2000. – № 37. – С. 29.

14 The Middle East and North Africa 1999, с. 845; Special Report Saudi Arabia // MEED. – March 1995. – № 10. – С. 28.

15 Special Report Saudi Arabia // MEED. – June 2000. – № 26. – С. 12.

16 Там же, с. 26-28.

17 См., например: Abir М. Saudi Arabia. Government, Society and the Guff Crises, с. 149-150; Special Report Saudi Arabia // MEED. – June 2000. – № 26; Yamany M. The New Generation in the GCC: the Case of Saudi Arabia; Special Report Saudi Arabia // MEED. – September 2000. – № 37.

18 Attiga A. The Economic Development of the Oil-Exporting Countries. – OPEC and the World Oil Market: The Genesis of the 1986 Price Crisis. – Oxf., 1986. – С. 200.

19 Рассчитано по: The Economist Intelligence Unit (EIU) Country Profile 1996-1997. Saudi Arabia. December 1996. – С. 56.

20 The Economist Intelligence Unit (EIU) Country Profile 2000. Saudi Arabia. – L., May 2000. – С. 36-37.

21 The Middle East and North Africa 1999, с. 834-843, 846-847; The Economist Intelligence Unit (EIU) Country Profile 1996-1997. Saudi Arabia, с. 16-18 и т.д.

22 См.: Special Report Saudi Arabia // MEED. – June 2000. – № 26. – С. 26-32; September 2000. – № 37. – С. 26.

23 Special Report Saudi Arabia // MEED. – L., September 2000. – № 37. – С. 26.

24 Там же, с. 29, 38.

25 The Economist Intelligence Unit (EIU) Country Profile 2000. Saudi Arabia. – May 2000. – С. 26.

26 Special Report Saudi Arabia // MEED. – June 2000. – № 26. – С. 20; The Economist Intelligence Unit (EIU) Country Profile 2000. Saudi Arabia. – May 2000. – С. 44.

27 Special Report Saudi Arabia // MEED. – June 2000. – № 26. – С. 26; The Economist Intelligence Unit (EIU) Country Profile 2000. Saudi Arabia. – May 2000. – С. 43.

28 Там же.

29 Special Report Saudi Arabia // MEED. – June 2000. – № 26. – С. 19-20; The Economist Intelligence Unit (EIU) Country Profile 2000. Saudi Arabia. – May 2000. – С. 26.

30 Special Report Saudi Arabia // MEED. – June 2000. – № 26. – С. 25.

31 Special Report Saudi Arabia // MEED. – September 2000. – № 37. – С. 26; June 2000. – № 26. – С. 30.

32 См.: Survey on Saudi Arabia // The Middle East. – L., April 1998. – № 277. – С. 27-29; Yamany M. The New Generation in the GCC: the Case of Saudi Arabia; Special Report Saudi Arabia // MEED. – September 2000. – № 37; The Economist Intelligence Unit (EIU) Country Profile 2000. Saudi Arabia. – May 2000.

33 Yorke V., Turner L. European Interests and Gulf Oil. – Aldershot, Policy Studies Institute. – Royal Institute of International Affairs, 1986.

 


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|