БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

ВОСТОКОВЕДНЫЙ СБОРНИК (выпуск второй). М., 2001, 374 стр.
Стр. 212-217

А.С.Косиков

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРЦИИ

 


Рассматривая проблему военно-политехнического потенциала Турции, прежде всего нужно отметить, что данная страна является членом НАТО. Тот факт, что Турция в конце Второй мировой войны поддержала страны антигитлеровской коалиции, позволил ей претендовать на вступление в НАТО сразу после создания этой организации в 1948 г. Однако первые попытки войти в блок, сделанные в 1950 г. правительством А.Мендереса были неуспешны. Целый ряд стран, таких как Дания, Норвегия, Бельгия и Великобритания, выступили против принятия Турции в НАТО. Но уже в 1951 г Rambler's Top100 Турции удалось заручиться поддержкой США. Главным козырем было участие Турции в конфликте в КНДР на стороне США, когда Турецкая Республика стала фактически единственным государством, предоставившим свои войска для непосредственного участия в войне в Корее.

Протокол о приеме Турции в НАТО был подписан в Лондоне 17 октября 1951 г. С этого времени начинается процесс активного военного строительства и перевооружения турецкой армии по стандартам НАТО. Было построено более 100 аэродромов и военных баз, проложено много новых дорог, которые создавались в интересах стратегии, но не экономики. Крупнейшая военно-воздушная база создана в Инджирлике, крупнейший военный порт – в Искендеруне. Надо отметить, что в то время Турция содержала самую крупную армию среди стран-членов НАТО (исходя из ее отношения к общей численности населения).

Турция, заявив, что она является “бастионом против проникновения коммунизма на Ближний Восток”, обеспечила для себя поступление американских военных кредитов. Только с 1947 по 1949 г. она получила на военные расходы 175 млн. долл. Турция обязалась расплатиться с этим кредитом поставками стратегического сырья. Она также воспользовалась планом Маршалла, 60% средств которого шло на военные нужды, и 40% – на гражданские. Пожалуй, одной из негативных сторон сотрудничества с США стало проникновение в Турцию огромного американского контингента, который пользовался значительными льготами. По договору от 23 июля 1954 г. турецкие власти не осуществляли контроль над прибытием, перемещением и отбытием американских сил.

Активный процесс милитаризации, которым отмечены 50-е годы, для Турции имел ряд серьезных последствий. Значительный рост военных расходов, которые на тот период составляли треть бюджета и пятую часть ВВП страны, привел к галопирующей инфляции и росту внешнего и внутреннего долга. Финансирование здравоохранения, образования и отраслей социального страхования было явно недостаточным. После военного переворота 1960 г. страна стремится снизить свою зависимость от иностранных государств, однако военное сотрудничество с США и другими странами НАТО после непродолжительного упадка продолжилось, поскольку в верхних эшелонах власти было много сторонников этого курса. Продолжался процесс наращивания вооруженных сил. К 1972 г. их численность составляла 477,5 тыс. человек (390 тыс. – сухопутные войска, 50 тыс. – ВВС, 37,5 тыс. – ВМФ)1.

В 90-х годах наращивание военного потенциала продолжилось. Так, численность вооруженных сил в 1997 г. составила 639 тыс. человек, при резерве в 375 тыс. человек. Соответственно, выросли и военные расходы: если в 1981 г. они составляли 1,6 млрд. долл., то в 1997 г. – уже более 6 млрд. долл. Это примерно 20% бюджета и 4% от ВВП страны. При этом в 1992 г. военные расходы занимали 3,8% от ВВП2. Денежные средства, выделяемые на нужды армии, расходуются примерно следующим образом: более половины ассигнований идет в сухопутные войска, а 20% – в ВВС. По целевому назначению 55% средств Министерства национальной обороны (МНО) расходует на закупку техники и оборудования НАТО, 30% – на подготовку личного состава и 10% – на военное строительство.

В настоящее время уделяется большое внимание созданию современного оружия собственными силами и укреплению военно-экономического потенциала. Прилагаются значительные усилия в развитии собственного производства самолетов, танков, БТР, различных типов ракетного оружия и электроники. Соответственно, в Турции существуют такие отрасли ВПК, как авиационная, ракетная, автобронетанковая, радиотехническая, кораблестроительная, а также производство боеприпасов. В 1985 г. было создано управление DUDA (Defense industry development and support administration). Основные задачи этого управления – модернизация существующих военных предприятий, привлечение иностранного капитала в военную промышленность, производство современного вооружения при участии как государственного, так и частного сектора, заключение контрактов с иностранными компаниями.

Развитию ВС Турции в настоящее время активно помогают США и НАТО. Действует соглашение с США “Defense and economic cooperation agreement”, имеющее непосредственное отношение к военному производству. Примером технологического сотрудничества Турции с США можно считать государственную компанию ТУСАШ (Турецкая авиационная промышленность). Она была учреждена в 1973 г. для создания в стране современной базы производства военной и гражданской авиации. Капитал компании на 55% принадлежит казначейству, а на 45% – Фонду укрепления военно-воздушных сил3. Этой компании было передано имущество завода “Мюртед”, расположенного близ американской военной базы под Анкарой. Хотя ТУСАШ планировала начать с производства гражданской авиатехники, пока что ею осуществляется сборка военных самолетов F-16, а также частей фюзеляжа для самолетов американских ВВС.

Компания “Асэльсан”, созданная в 1976 г., занимается производством электронной аппаратуры для оборонной промышленности, преимущественно по лицензиям “Филипс”. Главный акционер компании – Фонд укрепления турецких ВС (83,5%), 15% акций открыто для публичной продажи. Задача данной компании состоит в том, чтобы перейти от работы по лицензии и заменить сборку фактическим местным производством, начать исследовательские работы и в итоге создать мощную электронную оборонную промышленность, что избавит страну от положения импортера военной продукции. В настоящее время в продукции компании появились собственные новые разработки в ракетной технике и электронике.

В мае 1996 г. президент Турции С.Демирель провел совещание с представителями военного сектора турецкой промышленности, на котором были рассмотрены планы развития национальной военной промышленности. По итогам совещания MHO подготовило документ “Политика и стратегия военной промышленности”, который был утвержден правительством. Эта 25-летняя программа предусматривает комплекс мер, направленных на повышение заинтересованности национальных производителей во вложении капитала в военный сектор промышленности и уменьшение зависимости Турции от западноевропейских партнеров в производстве современных видов вооружения и военной техники, а также определяет потребности ВС Турции в них.

Согласно новой стратегии развития военной промышленности, на первом этапе при поддержке государства намечено создать новые промышленные предприятия с ориентацией на выпуск военной продукции, в которой испытывают потребность ВС страны. Отдельные, наиболее важные виды продукции, определенные MHO Турции, будут производиться совместно с зарубежными партнерами либо за счет передачи ими соответствующих технологий. Все необходимые исследовательские работы планируется финансировать из бюджета MHO. Заказы на военную продукцию, которую может выпускать национальная военная промышленность, будут осуществляться только у местных производителей, что обеспечит экономию примерно в 15%.

Что касается долговременных потребностей, то производители о них будут информироваться заблаговременно. С целью поощрения экспорта продукции будет введено кредитование.

Новая стратегия развития военной промышленности на первом этапе предусматривает снизить внешние закупки военной продукции с 79 до 60%.

В настоящее время основная часть военной продукции, выпускаемая на предприятиях турецкой военной промышленности, закупается для нужд национальных вооруженных сил. В последние годы эта доля постоянно возрастает, что стимулирует производителей. Военный бюджет 386 трлн. тур. лир в 1996 г. возрос в 1997 г. до 793 трлн. тур. лир. При этом объемы закупок военной продукции, выпускаемой на национальных оборонных предприятиях, возросли с 10 до 13% бюджетных ассигнований, выделенных на нужды вооруженных сил. Вместе с отчислениями из Фондов поддержки военной промышленности и вооруженных сил эта сумма на начало 1997 г. составила около 9 млрд. долл.

Ориентировочно для закупок основных видов вооружений и военной техники на ближайшие 10 лет необходимо порядка 31 млрд. долл. Планируется, что 40% этих средств будет покрываться за счет продукции, выпускаемой на национальных военных предприятиях. На 25-летнюю программу оснащения национальных вооруженных сил (см. Приложение) предусмотрено израсходовать около 150 млрд. долл. По мнению специалистов, данная сумма слишком завышена и может оказаться нереальной, так как основные источники получения указанных финансовых средств зависят от реализации ряда будущих проектов, таких как транспортировка среднеазиатской нефти и газа через турецкую территорию, экспорт отдельных видов вооружений, двух- и многосторонняя реализация военных программ, получение кредитов от партнеров по НАТО под военные закупки и др.

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) России с Турцией осуществляется с 1992 г. Турция – первая и единственная страна-член НАТО, с которой были установлены связи в этой области. Основополагающими явились встречи президента России Б.Н.Ельцина с премьер-министром Турции С.Демирелем в Москве (май 1992 г.) и Стамбуле (июнь 1992 г.), на которых была достигнута договоренность о поставке в Турцию российского вооружения и военной техники на 300 млн. долл.

В соответствии с этими договоренностями турецкой стороне (Главному управлению жандармских войск МВД и Министерству национальной обороны) до настоящего времени были поставлены бронетранспортеры БТР-60 и БТР-80, вертолеты Ми-17, пулеметы ПКМС, снайперские винтовки СВД, различные боеприпасы. Общий объем российско-турецкого ВТС составляет около 173 млн. долл.

В последнее время контакты с Турцией в военно-технической сфере, помимо бывшего ГК “Росвооружение”, осуществляют также АО “Роствертол” и фирма “Калашников”. С турецкой стороной прорабатываются вопросы поставок танков, бронетранспортеров, вертолетов различного назначения, десантных и вспомогательных судов для ВМС, стрелкового оружия, боеприпасов.

Основным перспективным проектом федерального государственного унитарного предприятия ГК “Росвооружение” на турецком рынке до недавнего времени являлась программа АТАК. Проектом предусматривалась первоначальная поставка и последующее производство в стране всего 145 разведывательно-ударных вертолетов в интересах Министерства национальной обороны Турции. Предложение “Росвооружения” касается поставки Турции российских вертолетов Ка-50 и последующей организации производства вертолетов Ка-50-2, оснащаемых боевым комплексом израильской государственной компании “Израэл Эркрафт Индастриз Лтд”. Сумма возможного контракта составляет около 3,5 млрд. долл. Подписание контракта планировалось в 1999 г., однако вопрос остается открытым до сих пор.

В соответствии с подписанным в апреле 1994 г. межправительственным соглашением о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности ведутся переговоры с турецкой государственной Корпорацией машиностроительной и химической промышленности (МКЕК) по вопросам совместного или лицензионного производства тактического ракетного комплекса, реактивной системы залпового огня, автоматического гранатомета, противотанкового ракетного комплекса, стрелкового оружия и различных видов боеприпасов. В стадии проработки с фирмой “ВМС” находится вопрос создания перспективного бронетранспортера для вооруженных сил Турции.

Турецкая сторона периодически производит зондаж на предмет приобретения единичных образцов военной техники или вооружений, поставка которых в Турцию вызывает ряд вопросов как с точки зрения интересов безопасности России, так и в плане выполнения международных обязательств.

Перспектива российско-турецкого сотрудничества в военно-технической сфере имеет объективные ограничители: применение в Турции стандартов НАТО и испытываемые сторонами финансовые трудности. К этому добавляется весьма жесткая конкуренция со стороны США и других западных государств, располагающих прочными позициями в военных и политических кругах Турции. В последнее время в позиции турецкой стороны в делах военно-технического сотрудничества с Россией существенную роль играют политические аспекты, в том числе связанные с вопросом о поставках Республике Кипр российских ЗРК “С-300”.

1 Багдасаров С.Б. Военно-экономический потенциал стран Ближнего и Среднего Востока. – М., 1998. – С. 35.

2 World development report 2001. – С. 307.

3 Турецкая Республика: Справочник. – М. 2000.

 

Приложение

Потребности Турции в вооружениях
к 2021 году

Сухопутные войска

Тип вооружений

Количество

Вертолеты

150

Неуправляемые и управляемые ракетные системы

180

ПТУРСы

150

Танки

3 627

Орудия ПА

1 951

Колесные транспортные средства

48 564

Выделяемые средства – 60 млрд. долл.

Военно-воздушные силы

Тип вооружений

Количество (ед.)

Боевые самолеты (истребители-бомбардировщики)

640

Самолеты ПВО

79

Учебные самолеты

160

Транспортные самолеты

68

Вертолеты

25

Системы ПВО

442

Выделяемые средства – 65 млрд. долл.

Военно-морские силы

Тип вооружений

Количество

Фрегаты

14

Эсминцы

16

Ракетные катера

16

Подводные лодки

9

Минные заградители

4

Минные тральщики

4

Десантные корабли

35

Плавбазы

1

Вспомогательные суда

25

Самолеты патрульной авиации

9

Вертолеты

38

Выделяемые средства – 25 млрд. долл.

 

 


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|