БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

ВОСТОКОВЕДНЫЙ СБОРНИК (выпуск второй). М., 2001, 374 стр.
Стр. 313-318

С.А.Трубникова

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ТУРЦИИ

 


Турецкое правительство считает привлечение иностранного капитала одним из важнейших направлений своей политики, цель которой – к концу XX в. занять место среди ведущих в экономическом отношении держав мира.

Гибкая инвестиционная политика, направленная на привлечение иностранных капиталов, к которой приступила Турция, – один из элементов либерализации турецкой экономики. Законодательство, регулирующее положение иностранного капитала, обеспечивает ему благоприятную среду через поддержку от различных двух- и многосторонних соглашений и организаций Rambler's Top100 Иностранный капитал обладает теми же правами и обязанностями, что и отечественный. Ему гарантирован перевод прибылей и гонораров, а также репатриация капитала.

В настоящее время существует более 4600 предприятий с участием иностранного капитала в различных отраслях экономики. Среди крупнейших инвесторов такие известные компании, как японские “Toyota”, “Honda”, американские “Ford”, “P&G”, “Philip Morris”, французские “Renault”, “Cement Franşaise”, немецкие “Bosch”, “Mercedes”, “Siemens”, итальянские “Pirelli”, “Fiat” и др. Эти компании – всего лишь небольшая часть иностранных фирм, которые решили воспользоваться благоприятной инвестиционной политикой Турции. Результатом политики либерализации и мер, направленных на поощрение иностранных инвестиций, стало увеличение прямых иностранных вложений в турецкую экономику. Тогда как между 1954-1980 гг. всего было вложено 280 млн. долл., в конце 1998 г. они составили 23,8 млрд. долл. Ведущие инвесторы в Турции – Франция, США, Нидерланды, Германия, Швейцария, Великобритания, Италия и Япония.

По данным казначейства, на май 1996 г. 3754 иностранные фирмы сделали инвестиции и функционировали в Турции. 64,3% всех иностранных вложений приходилось на страны Евросоюза, 90,7 – на страны Организации экономического сотрудничества и развития, 5,7% на исламские страны. Около 57% – иностранных инвестиций было вложено в обрабатывающую промышленность, 40 – в сферу услуг, 1,7 – в сельское хозяйство и 1,1 – в горнодобывающую промышленность. Что касается конкретных отраслей, то 5% приходится на банковское дело, 9 – на транспортное машиностроение, 8 – на пищевую промышленность, 7 – на финансовые услуги, 4 – на производство табачных изделий, 4 – на производство химикатов1.

В Турции вопросами иностранных инвестиций занимаются Управление по делам инвестиций (УДИ) и Департамент по делам казначейства (ДДК).

Особенно ускорилось развитие иностранного инвестирования после января 1980 г., когда произошли серьезнейшие изменения в экономической и социальной системе Турции. Отказ от регулирования процентной ставки, создание денежных, валютных рынков, рынков акций и ценных бумаг, либерализация движения капитала и реформы в банковской сфере – вот часть основных изменений в экономической политике этого периода. Одним из важнейших политических решений было принятие либеральной и гибкой политики, направленной на привлечение иностранного капитала. В результате изменений в законодательстве, регулирующем иностранные инвестиции, инвестиционный климат стал более благоприятным и подходящим для потенциального инвестора. Законодательная основа деятельности иностранных инвестиций в Турции состоит из: Закона о поощрении иностранного капитала № 6224, принятого 18 января 1954 г. и опубликованного в “Ресми газете” (“Официальная газета”) 24 января; Рамочного декрета об иностранном капитале № 95/6990, принятого 7 июня 1995 г. и опубликованного 23 июля; Коммюнике, относящегося к указу о рамках иностранных инвестиций (с поправками в коммюнике № 3, опубликованном в “Ресми газете” 27 июня 1996 г.) и опубликованного в “Ресми газете” 24 августа 1995 г.; Указа о поощрении иностранных инвестиций от 25 марта 1998 г. и коммюнике от 6 мая 1998 г.

Основные положения, содержащиеся в вышеперечисленных документах, можно свести к следующим.

а) Принцип равенства с отечественным капиталом. Получившие разрешение на деятельность в соответствии с Законом № 6224 фирмы и филиалы фирм, созданные в соответствии с Коммерческим кодексом Турции и зарегистрированные в Торговой регистрационной палате, считаются турецкими фирмами и филиалами фирм.

б) Поле деятельности. Физические и юридические лица, не являющиеся гражданами Турции, могут участвовать в любых промышленных, торговых, сельскохозяйственных и других проектах, которые открыты для участия турецкого частного капитала.

в) Вид капиталовложения.

– иностранный капитал может быть в форме наличной валюты, обмениваемой Центральным банком Турции;

– машин, оборудования, инструментов и подобных товаров, одобренных УДИ и ДДК.

– в виде интеллектуальной собственности, также и право на патент и торговая марка, одобренные УДИ.

г) Минимальные капитальные требования. Физические и юридические лица должны вложить минимум 50 тыс. долл., чтобы организовать корпорацию, стать партнером в уже существующей компании или основать дочернее предприятие. Если число иностранных участников больше одного, то размер доли каждого в общем капитале определяется свободно, по их усмотрению. По просьбе инвестора иностранный капитал, переведенный из-за рубежа без обмена на турецкие лиры, может держаться в банке на валютном депозите, открытом на имя организуемой компании или на имя акционера, сделавшего перевод, или компании, которая увеличивает свой основной капитал.

д) Степень участия. Степень участия турецких и иностранных инвесторов не ограничена. Компания может быть полностью иностранной.

е) Виды компаний. Иностранные физические и юридические лица могут образовать акционерное общество (минимум пять партнеров), общество с ограниченной ответственностью (минимум два партнера) или филиал в соответствии с Торговым кодексом Турции с целью инвестирования и занятия коммерческой деятельностью в Турции.

ж) Участие. Чтобы приобрести пакет акций уже существующих в Турции компаний, иностранные физические и юридические лица должны обратиться к УДИ. При переходе пакета его цена определяется партнерами по своему усмотрению. Сделки с акциями между иностранными акционерами производятся свободно без чьей-либо санкции.

В случае если уже существующая компания с участием иностранного капитала желает увеличить свой капитал, и при этом соотношение между участием иностранного и турецкого партнера не меняется, просьба должна быть направлена напрямую в Министерство промышленности и торговли и не нуждается в разрешении УДИ.

з) Портфельные инвестиции. Иностранные физические и юридические лица, включая инвестиционные компании и инвестиционные фонды, имеют право свободно приобретать и продавать все виды ценных бумаг через банки и другие посреднические структуры, определенные законодательством о рынке капитала, без какого-либо специального разрешения УДИ. Однако если человек, проживающий за границей, владеет 10 или более процентами акций компании, организованной в Турции, хочет участвовать в совете директоров или собрании акционеров, он должен проинформировать УДИ о своем участии.

и) Перевод прибыли, дивидендов и пакетов акций. Чистая прибыль за вычетом налогов в соответствии с текущим налоговым законодательством (из прибылей и дивидендов, причитающихся иностранным акционерам иностранных компаний в соответствии с размером пакета) может переводиться за рубеж через банки свободно. В случае, если пакет акций, принадлежащий иностранному акционеру предприятия с участием иностранного капитала частично или полностью продается физическому или юридическому лицу, проживающему в Турции, полученная сумма или выплаченная по долговым обязательствам в случае банкротства, переводится только через определенные банки, если имеется разрешение на продажу или выплату долгов от УДИ.

Кроме этого, Турция – член ряда международных организаций и много- и двухсторонних соглашений, что обеспечивает более защищенную инвестиционную среду для иностранного капитала2. Турция – член ВТО, IMF/World Bank и таких организаций, как MIGA Мирового банка и перспективного Многостороннего соглашения в рамках OECD, переговоры по которому пока что приостановлены.

Соглашения о защите и поощрении инвестиций были подписаны с 56 странами и 34 из них уже вступили в силу. Соглашения об избежании двойного налогообложения были подписаны с 39 странами и вступили в силу.

Турция – член Организации экономического сотрудничества и развития, конвенции по ICSID (International Center for Settlement of Disputes). Турция также участвует в ряде соглашений по инвестициям в рамках ВТО, таких как TRIMs (Trade Related Investment Measures) and TRIPs (Trade Related Intellectual Property Rights). Политика поощрения инвестиций также опирается на все более оптимальную для них законодательную базу. Так, текущее законодательство по поощрению инвестиций опирается на указ, опубликованный 25 марта 1998 г., и связанное с ним коммюнике, опубликованное 6 мая 1998 того же года3. Согласно этому законодательству, инвесторы получают следующие привилегии;

– освобождение от таможенных пошлин и фондовых сборов;

– налоговые льготы за вложение капитала;

– освобождение от налога на добавленную стоимость на импортированные и приобретенные на месте машины и оборудование;

– освобождение от определенных налогов, пошлин и сборов.

Освобождение от таможенных пошлин и фондовых сборов. Эта поощрительная мера гарантирует, что машины и оборудование, ввезенные для инвестирования, могут ввозиться свободно от таможенных пошлин и фондовых сборов. Машины и оборудование должны быть включены в особый импортный список, который затем направляется на одобрение УДИ. Под это положение не попадают сырье и комплектующие.

Налоговые льготы за вложение капитала. Налоговые льготы за вложение капитала заключаются в освобождении от налога на корпорации. Все расходы, возникшие в связи с арендой зданий, покупкой оборудования и его установкой, фрахтом транспортных средств, могут быть возмещены в соответствии со льготами за вложенный капитал. Текущий уровень льгот за вложение капитала составляет 200%, это означает, что сумма, равная стоимости основного капитала, вычитается из будущих налогооблагаемых доходов. Льготы индексируются в зависимости от инфляции. Начиная с 1999 г. уровень льгот по вложениям свыше 250 млн. долл. составляет 200%.

Освобождение от налога на добавленную стоимость на импортированные и приобретенные на месте машины и оборудование. В соответствии с этой поощрительной мерой инвестор освобождается от НДС, который должен уплачиваться как с импортированного, так и с приобретенного на месте оборудования. Импортируемые машины и оборудование, включенные в импортный список машин и оборудования, одобренный УДИ, могут ввозиться в Турцию без уплаты НДС. Машины и оборудование, приобретенные на месте, должны быть включены в список машин и оборудования, приобретенного на месте, который также нуждается в одобрении УДИ. Обладая этим одобренным списком оборудования, инвестор может приобретать его на месте без уплаты НДС продавцу.

Освобождение от определенных налогов, пошлин и сборов. Инвесторы, которые обязуются реализовать по завершении своего инвестиционного проекта экспортных товаров на сумму 10 тыс. долл., освобождаются от налогов, пошлин и сборов, связанных со следующими операциями:

– создание компании;

– увеличение исходного капитала в рамках инвестиционного периода;

– получение инвестиционных кредитов минимум на год.

Общий режим, стимулирующий иностранные инвестиции, варьируется в зависимости от места, размера и объекта приложения инвестиций. В зависимости от вида стимулирующего инвестиции режима в Турции выделяют три типа районов:

1) развитые регионы – города Стамбул и Коджаэли, муниципалитеты Анкара, Измир, Бурса, Адана и Анталья;

2) приоритетные регионы – 50 городов, определенных Советом министров;

3) обычные регионы – все другие города.

Вышеперечисленные поощрительные меры действуют применительно ко всем типам инвестиций в обычных и приоритетных регионах. Однако только следующие виды инвестиций попадают под действие поощрительных мер в развитых регионах:

– производство электроэнергии;

– инвестиции в инфраструктуру;

– инвестиции по схеме ВОТ и/или BOO;

– инвестиции, связанные с “R&D”, разработкой и производством новых товаров или видов товаров;

– инвестиции в охрану окружающей среды;

– инвестиции в приоритетные технологии, определенные Высшим советом по науке и технологиям;

– инвестиции в электронику;

– строительство лодок и яхт;

– инвестиции в верфи;

– технопарки, информационные технологии, образование, здравоохранение, туризм, телекоммуникации;

– инвестиции в повышение производительности, модернизацию, улучшение качества, интеграцию;

– проекты стоимостью более 50 тыс. долл., отвечающие хотя бы одному из этих требований: high-tech, увеличение занятости, высокий уровень добавленной стоимости или возрастающие поступления налогов;

– инвестиции в сектор обслуживания.

Инвестор попадает под действие поощрительных мер, когда минимальное количество зафиксированного вложенного капитала составляет 50 млрд. тур. лир в обычных и развитых регионах и 25 млрд. тур. лир в приоритетных регионах, а также когда минимальные доли инвестиций составляют:

– в приоритетные регионы 20%,

– в обычные и развитые регионы 40%,

– в Ro-Ro и воздушные грузовые перевозки 25%,

– в строительство лодок и яхт (или импорт яхт и самолетов) – 15%,

– в лизинговые компании 10%.

Ежегодно правительство Турции издает перечень льгот иностранным инвесторам. Так, на 1996 г. предоставлялись следующие льготы:

– налоговые (30-100%, в зависимости от сферы вложения);

– возмещение НДС+10% на оборудование, приобретенное на месте;

– скидки по налогам на ввозимое сырье;

– отсрочка уплаты НДС на импортированное оборудование, давалась скидка на электроэнергию.

Иностранные инвесторы могли также получать льготные ссуды – 50% общей суммы капиталовложения на:

– инвестиции в исследования и развитие;

– комбинированная транспортировка по воздуху, шоссе и железным дорогам;

– маркетинг и выведение на рынок туристических фирм;

– инвестиции в охрану окружающей среды;

создание малых и средних предприятий.

Таким образом, в Турции установлен один из самых либеральных инвестиционных режимов среди стран Организации экономического сотрудничества и развития. Почти все области, открытые для деятельности отечественного капитала, полностью открыты и для иностранного бизнеса. Однако несмотря на то что турецкое правительство никак не ограничивает деятельность иностранного капитала, все фирмы вне зависимости от владельца сталкиваются в Турции с политической нестабильностью, бюрократизмом, а иногда и неопределенностью в законодательстве. Например, хотя турецкое правительство всячески поддерживает новые иностранные капиталовложения в энергетику, ряд проектов был отложен на годы по решению судов. Поэтому иностранный капитал идет в Турцию не так охотно, как рассчитывало правительство, вводя столь либеральный режим.

1 Trade Compliance Center. Commercial Guides 1998.

2 Web page of General Directorate of Foregn Investments.

3 http: www.treasury.gov.tr/english/ybsweb/.

 


Рейтинг@Mail.ru

|ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА БЛИЖНИЙ ВОСТОК|