БЛИЖНИЙ ВОСТОК: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ

1869 г., Египет
СУЭЦКИЙ КАНАЛ

В XIX веке старинная идея вновь возродилась к жизни

Суэцкий канал

Большие и малые корабли идут через пустыню по каналу - прямому как стрела. Его строительство стоило жизни множеству людей. Британское правительство поначалу отрицательно отнеслось к этому начинанию. Тем не менее в результате оно скупило у египетского паши львиную долю акций.
 

В ноябре 1869 года с большой торжественностью состоялось открытие Суэцкого канала. Впрочем, идея соединить Средиземное море с Красным не была нова Rambler's Top100 Уже в VI веке до нашей эры египетский царь Нехо лелеял подобный план. В итоге он отказался от намерения проложить этот водный путь, но при попытке его осуществления погибли 120.000 рабов. Около 500 года до нашей эры, после завоевания Египта персами, царь Дарий возобновил проект и засвидетельствовал в надписи на плите, что канал он завершил. Греческий историк Геродот в V веке до нашей эры сообщал, что этот канал соединял два моря не по прямой и, чтобы пройти его, кораблю требовалось четыре дня. Он был достаточно широк для того, чтобы две лодки с тремя веслами на каждой могли плыть рядом. Вероятно, канал Дария проходил восточнее Нила и, как и сегодняшний водный путь, пересекал озеро. При римлянах канал был усовершенствован, но потом снова обмелел. Последующие поколения не поднялись до деяний своих предков. Планы времен венецианского государства, Людовика XIV и Наполеона так никогда и не осуществились.

Инженеры Наполеона заложили в проект многочисленные шлюзы, потому что, по их подсчетам, разница в уровне вод между Средиземным и Красным морями составляла 10 метров. Но и после того, как выяснилось, что это неверно, потребовалось еще много времени для осуществления постройки.

Фердинанд де Лессепс, с 1831 по 1938 год французский консул в Каире, после многих безуспешных усилий добился в 1854 году согласия вице-президента Мохаммеда Саида-паши (Египет в то время был частью Османской империи) и получил право приступить к строительным работам. Канал должен был начинаться севернее Суэца и потом по прямой линии, пересекая озеро Тимсах и Горькие озера,

Церемония открытия

Де Лессепс был прекрасным журналистом и менеджером. После десяти лет напряженной работы на канале, которой предшествовали пять лет планирования и проектирования, он организовал пышную церемонию открытия. Для 6000 гостей были приглашены 500 поваров и 1000 лакеев. Композитору Джузеппе Верди заказали оперу для торжественного открытия канала и нового итальянского театра в Каире. Так была создана его «Аида», премьера которой, впрочем, состоялась в Каире только в 1871 году. 48 украшенных флагами кораблей прибыли в Порт-Саид, а потом эта мощная флотилия двинулась через канал, французская императрица Евгения как почетный гость плыла на первом корабле. Многие коронованные особы из Европы и с других континентов также приняли участие в этом спектакле, а агент по путешествиям Томас Кук даже организовал туристическую поездку. Вот так - с фейерверком, с танцами и музыкой, а заодно и с более или менее значительными неувязками - канал был передан в общественное пользование.

двигаться к Средиземному морю. Де Лессепс не только заручился поддержкой вице-президента, но и привлек целый ряд французских акционеров, которые инвестировали средства в компанию Суэцкого канала. Лишь британцы, которые как раз больше всех выигрывали от скорейшего пути в Индию, не купили ни одной акции. Хотя канал сокращал расстояние между Лондоном и Бомбеем на 7343 километра, британское правительство сделало все, чтобы воспрепятствовать этому проекту. Оно осуждало его как физически невыполнимый, слишком дорогой и нерентабельный.

Со дня празднества по поводу начала строительства и вплоть до состоявшейся через десять лет церемонии открытия работами руководил де Лессепс. Преодолеть нужно было множество трудностей. Вначале на него работали каторжники. Позднее процесс был механизирован, а условия труда улучшены настолько, что стали привлекательными и для европейской рабочей силы. Чтобы обеспечить питьем 25 000 рабочих, был сооружен специальный водопровод с пресной водой. На Средиземном море, где заканчивался канал, в буквальном смысле слова из ничего возник Порт-Саид. Оттуда надо было ездить к рабочим площадкам на юге, пока водопровод, протянутый к 1863 году, не позволил, наконец, разбить лагеря по всему маршруту. Длина готового канала была равна 161 километру, глубина - 8 метрам, а ширина по зеркалу воды - 22 метрам. Через каждые десять километров была вырыта запасная бухта. Сегодня ширина канала составляет 200 метров, и нет ни одного места, где глубина была бы менее 15 метров. По нему может пройти полностью загруженный нефтяной танкер двенадцатиметровой осадки.




В© middleeast.org.ua 2000-2022. Ближний восток. Отдых и туры в Турцию, Египет, Тунис.
При использовании материалов сайта, ссылка на Ближний Восток (Турция, Египет, Тунис) обязательна. По всем вопросам пишите на pavlo @ mail.ua . Политика конфиденциальности