| |
главная - история - политика - языки - ислам - туризм и отдых - заказ тура - атлас - библиотека - каталог сайтов - фотогалереи - обои - прогноз погоды - музыка и кино - купить книгу - сувениры - поиск - рассылка | |
Алжир - Афганистан - Бахрейн - Египет - Израиль - Иордания - Ирак - Иран - Йемен - Катар - Кипр - Кувейт - Ливан - Ливия - Марокко - ОАЭ - Оман - Палестина - Саудовская Аравия - Сирия - Тунис - Турция | |
Эволюция политического ислама в светской Турции.
Турция – первая в истории исламского мира страна, в которой религия была полностью отделена от государства, в которой ислам был ограниченный сферой личной жизни. И большая заслуга в этом принадлежит Кемалю Ататюрку, первому президенту Турецкой Республики. В 1928 году по его инициативе с конституции страны было вычеркнуто положение про то, что ислам является государственной религией.
Вместо этого, в Конституции появился в 1937 году принцип светскости, который исключает любую возможность использования в Турции норм исламского права (шариату).Лишенный таким образом статуса государственной идеологии, ислам был вытеснен на периферию общества. В результате в обществе произошел разкол по линии периферия (традиционная провинция) – центр (современные города). Возникло исламское движение – выражение политического недовольства существующим государственным устройством со стороны географической периферии, разных классов и групп.
Лидер партии "Справедливости и развития" Эрдоган празднует свою победу на парламентских выборах в 2002 году.Такая ситуация способствовала возникновению исламских партий, которые начали теснить своих конкурентов (центристов, националистов), формировать свою собственную контр элиту. Влияние политиков-исламистов стало быстро расти с 60х годов. Партия, которую можно было бы назвать исламистской, была сформирована Эрбаканом в январе 1970 года. Она получила название «Партии национального порядка». Это была партия, которая закрывалась конституционным судом или вооруженными силами несколько раз, однако всегда повторно возобновлена, фактически всегда с той же самой программой. В мартк 1971 года Партия Национального порядка была запрещена конституционным судом, однако восстановлена в октябре 1972 года как «Партия национального спасения». После военного переворота 1980 года эта партия была роспущена вместе с остальными политическими партиями и восстановлена в 1983 году как партия «Рефах». В феврале 1998 года Конституционный суд в очередной раз запретил исламскую партию, и она снова была восстановлена под названием «Фазилет». Последняя была запрещена в июне 2001 года. На парламентские выборы в 2002 году шли уже две исламские партии: «Партия справедливости и развития» (правда, ее лидер Эрдоган отрицал принадлежность партии к исламистским кругам, заявляя, что они являются консерваторами) и «партия Счастья».
Причины запрета исламских партий в Турции были всегда одинаковыми – посягательство на конституционный принцип светскости и использование религии в политических целях.
Корни исламского ренессанса в светской Турции следует, по нашему мнению, искать в том, как проводились светские кемалистские реформы в 20-30х годах ХХ столетия. Тогда желание радикал-реформаторов как можно быстрее вестернизировать республику во всех отношениях привело к одновременной ломке всей основанной на шариате законодательной базы и жизни общества вообще. Категорический отказ от духовного, культурного наследия прошлого, толкование частью реформаторов принципу светскости как атеизму, запрет ношения традиционной одежды – все это болезненно воспринималось большинством турок, которые не перестали при этом быть правоверными мусульманами.Павел Варбанец