ИЕРУСАЛИМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

- 1. Вступление
- 2. Ханаанский период
- 3. Период Первого Храма
- 4. Период Второго Храма
- 5. Элия Капитолина
- 6. Византийский период
- 7. Арабский период
- 8. Иерусалим и Ислам
- 9. Иерусалим - столица Королевства Крестоносцев
- 10. Иерусалим под властью Мамлюков
- 11. Иерусалим в соствае Оттоманской империи
- 12. Период Британского Мандата
- 13. Иерусалим после принятия резолюции ООН о разделе Палестины
- 14. Разделенный город
- 15. Иерусалим сегодня
- 16. Избранные тексты о Иерусалиме
- 17. Хронология событий

Из других источников:
- Ислам, Запад и Иерусалим

Фотогалереи
- галерея 1
- галерея 2

ХАНААНСКИЙ ПЕРИОД

  И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего.
  И благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли...

Бытие, 14:18-19

  История Иерусалима прослеживается с раннебронзового века: первое упоминание о нем относится к XX-XIX вв. до н.э., когда под именем Рушалимум он появляется в египетских заклятиях враждебных городов, высеченных на культовых статуэтках. Среди писем из архива Эль-Амарны - древней столицы Нижнего Египта - было обнаружено послание, относящеес к XIV в. до н.э., в котором правитель Иерусалима извещает фараона Эхнатона об опасности, нависшей над городом из-за вторжения в Ханаан племени хабиру (речь идет, по-видимому, о евреях). Иерусалим в этом тексте фигурирует под названием Урусалим. Дополнительную информацию об истории города в ханаанский период дает Библия. Иерусалим, как и многие другие города этой земли, рассматривался как собственность определенного божества, земным представителем которого был царь-жрец. Правители города из теократических династий носили имена, включавшие слово цедек ("справедливость"). Так, в Книге Бытие рассказывается о встрече праотца Авраама с царем Иерусалима по имени Малки-Цедек (Мелхиседек - буквально "Царь справедливости"), жрецом "Бога всевышнего". В Книге Иисуса Навина (Иехошуа бин-Нуна) сообщается, что царь Иерусалима Адони-Цедек стоял во главе пяти аморрейских царей, тщетно пытавшихся противостоять вторжению евреев. Относительно завоевания Иерусалима евреями в Библии обнаруживаются две различные версии. Согласно Книге Судей (1:8), "воевали сыны Иудины (Иехуды) против Иерусалима и взяли его и покорили его мечом и город предали огню", тогда как по другим версиям Иерусалим еще долго оставался под властью племени иевуситов и вплоть до завоевания его царем Давидом носил название Иевус. Видимо, колено Иехуды2, разрушив Иерусалим, покинуло его, и туда вновь вернулись иевуситы.

К господину моему, царю, речение: так сказал Абдихеп, раб твой, семь раз припадаю я к ногам твоим, господин.

Посмотри на то, что Малкиилу <царь Гезера> и Шувардата <царъ Киила> сделали против страны господина <т.е. Иерусалима, верного фараону>: они наняли солдат из Гезера, Гата и Киила и захватили земли города Рубуту. Земли царя попали в руки хабиру, и кроме того, город земли Иерусалимской по имени Бет-Ниниб, город царя, стал пристанищем людей Киила. Да послушает царь раба своего Абдихепа и пошлет лучников, которые смогут вернуть земли царя царю. Но если не прибудут лучники, попадет земля царя в руки хабиру. Такова будет участь земли этой...

Послание Абдихепа, царя Иерусалима, египетскому фараону, найденное в архиве Эль-Амарны, XIV в. до н.э.



Камень, воздвигнутый Иаковом
Когда праотец Иаков пробудился от своего сна в Бет-Эле, он воздвиг монумент Богу из того камня, который служил ему изголовьем, и помазал его елеем. Легенда утверждает, что это был Камень основания.

В Торе сказано: "И пришел (Иаков) на одно место и остался там ночевать" (Быт., 28:11). Это место - Иерусалим, где потом был воздвигнут Храм; здесь Иаков молился, сказав с трепетом: "Как страшно cue место!" (Быт., 28:17). Почему он так сказал? Потому что перед ним возникло видение: он увидел строительство священного Храма, его разрушение и его восстановление в прежнем великолепии. Перед ним предстали два Иерусалима: земной и небесный. И он сказал: "Истинно Господь присутствует на месте сем!" (Быт., 28:16). Он увидел Шохину*, парящую над горой Мария, местом Храма, и поэтому он назвал его Бет-Эль - Дом Божий.

Многие христианские паломники в эпоху средневековья называли Храмовую гору Бет-Эль. Они верили, что именно здесь отдыхал праотец Иаков и здесь он видел свой сон. Более того, они также считали, что Камень основания воздвигнут Иаковом. Иоганн из Вюрцбурга, посетивший Святую землю в 1170 г., писал о Камне основания: "Это святая земля. Здесь он видел лестницу, здесь он построил алтарь, здесь он услышал слова Господа: "Землю, на которой ты лежишь. Я дам тебе и потомству твоему".

Из кн. 3. Вильнаи "Легенды о Иерусалиме" (англ.).


* Шохина (Шхина) - термин, обозначающий имманентность Бога в реальном мире, Его близость к человеку и вечное пребывание в среде еврейского народа.

дальше>>>>>

© www.middleeast.org.ua

Web middleeast.org.ua


Рейтинг@Mail.ru

© middleeast.org.ua 2000-2016. Ближний восток. Отдых и туры в Турцию, Египет, Тунис.
При использовании материалов сайта, ссылка на Ближний Восток (Турция, Египет, Тунис) обязательна. По всем вопросам пишите на varbane@gmail.com . Политика конфиденциальности