|
|
|
|
ПЕРИОД БРИТАНСКОГО МАНДАТА |
Вступление англичан в Иерусалим. Дальнейшее развитие города 11 декабря 1917 года командующий британскими войсками на Палестинском фронте генерал Алленби вступил в Иерусалим. Власть в городе и во всей Эрец-Исраэль перешла к английской военной администрации. С первых же дней своего правления англичане предприняли ряд шагов по стабилизации положения в Иерусалиме, разоренном войной. Из Египта в город были направлены транспортные колонны с продовольствием, для борьбы с эпидемиями тифа и холеры была создана сеть поликлиник и амбулаторных пунктов, тысячам беженцев (в том числе двум тысячам армян, спасшихся от резни на севере Турции) были предоставлены кров и пища. В 1920 году английское правительство упразднило военную власть в стране и учредило вместо нее гражданскую администрацию во главе с Верховным комиссаром, чья резиденция находилась в Иерусалиме. Таким образом, впервые со времен крестоносцев Иерусалим стал столицей, В 1923 году Лига Наций официально утвердила британский мандат на Палестину, подчеркнув необходимость восстановления здесь еврейского национального очага. Англичане создали в городе упорядоченную систему административных и судебных учреждений. В 1924 году был впервые избран городской совет, в состав которого вошли по четыре представителя от каждой из трех религиозных общин: еврейской, мусульманской и христианской. Несмотря на численное превосходство еврейского населения, британские власти, ссылаясь на историческую традицию, всегда назначали мэром Иерусалима мусульманина, а его заместителями - араба-христианина и еврея. Гражданскую администрацию в городе возглавлял бывший военный губернатор Иерусалима - полковник Рональд Сторрс. Р.Сторрс был человеком сложным и придерживался скорее арабской ориентации. Но, попав под магическое воздействие Иерусалима, он не покладая рук работал для его благоустройства и процветания. В частности, он был инициатором создания благотворительного общества "За Иерусалим", куда поступали пожертвования от жителей стран всего мира. (Это общество можно назвать прообразом "Фонда Иерусалима", созданного Тедди Колеком после 1967 г. и успешно действующего по сей день.) Рональд Сторрс о себе и о Иерусалиме ...Я не пытаюсь ни описать, ни проанализировать свою любовь к Иерусалиму. Она не является целиком сентиментальной, эстетической или религиозной - еще в меньшей степени ее можно назвать теологической или археологической: впрочем, я надеюсь что в ней содержится что-то от всего этого. Может быть, в ней есть и немного от того, над чем я здесь работал, чему радовался и от чего страдал с самого начала; того, что так понимал и так любил его народ; что любое недоразумение всегда завершалось взаимопониманием; что я разделял восхищение этим городом моих родителей; что здесь началось для меня счастье семейной жизни. Многие и более опытные, и более отзывчивые люди часто приезжали сюда, чтобы помолиться, и оставляли город с усмешкой. Для меня Иерусалим стоял и стоит особняком среди городов мира. В британской империи и вне ее пределов существует немало почетных и авторитетных должностей, но я чувствую - не могу объяснить, почему, - что после Иерусалима не может быть продвижения по службе... Из альманаха "Направления". Лондон, 1943 (англ.). | | Превращение Иерусалима в административный центр подмандатной Палестины привело к появлению общественных организаций, выражавших интересы двух главных групп населения: арабов и евреев. В 1921 году для решени внутриобщинных религиозных вопросов англичане учредили Верховный раввинат и Верховный мусульманский совет. В качестве исполнительного органа еврейского самоуправления с 1921 года в Иерусалиме действовал Национальный комитет (Ваад Леумми). Позднее здесь разместились также главные учреждения сионистского движения: исполнительный комитет Еврейского Агентства, Керен ха-Иесод и Еврейский национальный фонд. Параллельно с этим усиливалось влияние двух наиболее известных арабских кланов Иерусалима - Хуссейни и Нашаши-би - на арабское население Палестины. В 1921 году верховный комиссар утвердил назначение на пост иерусалимского муфтия крайнего арабского националиста Амина аль-Хуссейни, а в следующем году тот был избран председателем Верховного мусульманского совета. Таким образом, Иерусалим становитс центром национального движения палестинских арабов, и именно здесь в 1936 году создается экстремистская националистическая организация - Верховный арабский комитет, - возглавляемая самим муфтием.
| Красота Иерусалима и его ландшафтов может сравниться с Толедо. Город расположен в горах, его купола и башни окружены стеной с бойницами и высоко сидят на каменном плато, нависающем над глубокой долиной. До самых Моавских гор контуры этого края напоминают физическую карту, где склоны обозначаются наслоениями регулярных кривых, а в неожиданных долинах лежат величественные тени. Земля и скалы отражают огненно-опаловый свет. Такое расположение города, случайно оно или преднамеренно, создало произведение искусства... И все-таки Иерусалим не только живописен и не только убог, подобно столь многим восточным городам. Здесь, может быть, есть грязь, но нет кирпичей или штукатурки, нет крошащихся и обесцвеченных стен. Здани целиком из камня, беловатого, похожего на сыр камня, светлого и сияющего, который солнце окрашивает во все тона красного золота. Очарованию и романтике здесь нет места. Все открыто и гармонично. Исторические и религиозные ассоциации, глубоко укорененные в воспоминаниях детства, рассеиваются при первом же появлении. Излияни веры, плач еврея или христианина, преданность ислама Святой скале не окутали genius loci (дух места) какой-либо таинственностью. Этот дух есть властное излучение, которое вызывает суеверное преклонение, поддерживает его, но при этом существует независимо. Он на стороне центурионов, а не священников. И центурионы снова здесь. Они носят шорты и тропические шлемы и говорят с йоркширским акцентом. Из кн. Р. Байрона "Дорога в Оксиану". Лондон, 1937 (англ.). | Среди шума и суеты эпохи... еще не окрепший голос Иерусалима остается единственной нашей музыкой. | И. Зангвилл. Голос Иерусалима. 1921 г. | Расцвет подмандатной Палестины, обусловленный как упорядоченным административным режимом, так и еврейской иммиграцией в страну и развитием еврейского хозяйственного сектора, распространился и на Иерусалим. В апреле 1925 года на горе Скопус (Хар ха-Цофим) в Иерусалиме лорд Бальфур торжественно открыл Еврейский университет, созданный на пожертвования евреев со всего мира. Преподавание в этом учебном заведении велось на иврите. В 1929 году город был электрифицирован. В 1935 году здесь был введен в действие трубопровод, доставлявший в Иерусалим воду из реки Яркон посредством системы насосных станций. В 1936 году в Иерусалиме начала действовать Палестинская радиовещательная служба (ныне - радиостанция "Голос Израиля"). В городе начали выходить ежедневные газеты на иврите: "Ха-арец" (в 1923 году редакция переместилась в Тель-Авив), "Доар ха-йом" (выходила до 1936 года). В 1931 году основывается новая газета на английском языке: "Палестайн пост" (с 1950 года и до сегодняшнего дня она выходит под названием "Джерузалем пост"). В Иерусалиме Да, не прочнее камень дыма, И русским голосом грудным О камнях Иерусалима Мы с музой смуглой говорим. А у нее гортанный голос, И видел я на поле том, Она склонилась, чтобы колос Поднять, оставленный жнецом. Все розовое в этом мире - Дома и камень мостовой, Холмы и стены, как в порфире, Как озаренные зарей. Счастливец я! Бежав от прозы, Уплыв от всех обычных дел, На эти розовые розы Я целый день с горы смотрел. | А. Ладинский, 1937 г. | Иерусалим продолжает быстро разрастаться: за период британского мандата в нем возникло 36 новых кварталов. В большинстве случаев нова застройка сохраняла географическое разделение по общинному признаку, сложившееся еще под властью турок. Так, мусульманское строительство сосредоточилось, в основном, к северу от Старого города, хотя и здесь возникли два еврейских квартала - Санхедрия (1926) и Маханаим (1928). На северо-западе расширялись старые еврейские кварталы (Меа-Шеарим, Батей-Унгарин), сохранявшие традиционный религиозный уклад. Более современные, светские кварталы (такие, как Ромема, Рехавия, Бет ха-Керем и другие) строились в западной части города. На юго-западе были основаны новые христианские кварталы: Тальбие (1924), Катамон и Греческая колония (1924). На юге, в квартале Бакка, поселились состоятельные мусульманские семьи, а еще южнее были основаны еврейские районы - Тальпиот (1922) и Мекор-Хаим (1924). На окраинах города, по проекту еврейского архитектора Рихарда Кауфмана, началось строительство кварталов нового типа - кварталов-садов. Их отличали изогнутые улицы-аллеи, просторная застройка, обилие зелени, в которой утопали невысокие дома. Первыми кварталами такого типа были Тальпиот, Бет ха-Керем (1922) и Рехавия (1924). Небольшие еврейские поселени возникают и за пределами города: на севере - Атарот (1920) и Неве-Яаков (1924); на юге - киббуц Рамат-Рахель (1926). Впоследствии они органично вписались в пределы города. | Наряду с интенсивным жилищным строительством в этот период ведетс также строительство административных, общественных и культурных учреждений. В 1928 году был открыт Центр здравоохранения им. Н. и Л. Штраусов (архитектор Б. Чайкин), в 1929 году построена Еврейска национальная и университетская библиотека на горе Скопус (общий проект застройки университетского кампуса принадлежал архитектору Фрицу Корнбергу); неподалеку, также на горе Скопус, в 1938 году известный архитектор Эрих Мендельсон, эмигрировавший из нацистской Германии, построил больницу Хадасса. В 1932 году было возведено здание (архитектор Иоханан Ратнер), где разместились Еврейское Агентство, Национальный фонд и Керен ха-Иесод. Это поразительное место. Я не нахожу слов. Я не могу описать его. Здесь существует безумное равновесие (поддерживаемое британским правительством) между древней безудержной живостью и современной отвратительной коммерцией - фактически они нейтрализуют друг друга, т.е. можно сказать, что они просто заслоняют реальный Иерусалим. Здесь есть еще и безумное смешение религий, и все теснятся и молятся у одних и тех же святынь... Из кн. "Письма Эрика Гила", Лондон, 1947 (англ.) | Англичане бережно относились к историческому облику Иерусалима и вместе с тем стремились украсить его новыми зданиями. Основным строительным материалом в Иерусалиме всегда был местный камень, добываемый в окрестностях города - так называемый "иерусалимский камень". Существует несколько разновидностей этого камня, отличающихся по внешнему виду или по степени легкости обтесывания (но не обязательно различного минералогического состава). Названия их - арабские, так как именно арабы на протяжении столетий занимались добычей и обработкой камня в Иерусалиме. По инициативе Рональда Сторрса было принято постановление, обязывающее облицовывать все строения в городе иерусалимским камнем (это правило строго соблюдается и в наши дни). Британские власти участвовали в реализации целого ряда значительных архитектурных проектов в Иерусалиме. Среди них - строительство резиденции верховного комиссара Палестины (завершено в 1931 году, архитектор - англичанин Остин Харрисон), первой гостиницы международного класса "Царь Давид" (1931), здания Союза христианской молодежи (YMCA) (1933, архитектор - американец Артур Хармон, автор знаменитого небоскреба "Эмпайр стейт билдингс" в Нью-Йорке), Главного почтамта (1937, архитектор О. Харрисон), Археологического музея Дж.Д. Рокфеллера (1938, архитектор О. Харрисон). Из письма Даниэля Криспина, шотландца, офицера английской армии, к матери 7 авг. 1943 Через неделю после моего приезда в Иерусалим, когда на закате я смотрел с вершины Горы дурного совета в сторону севера, на долину, постепенно исчезающую под саваном бледной ночи пустыни, этот единственный в своем роде город, представился мне каменной мятежной птицей, которой не удалось вызволить себя из тисков пальцев Бога... Из кн. X. Беэра "Каменная птица. Иерусалим в современной ивритской поэзии" (ивр.) | Антиеврейские беспорядки в Иерусалиме Развитие еврейского Иерусалима вызывало сопротивление арабов, зачастую выливавшееся в открытые беспорядки. Первый инцидент такого рода имел место во время праздника Песах в 1920 году, совпавшего с мусульманским праздником Неби Муса, - тогда арабы убили шестерых и ранили 211 евреев. В ходе ответных действий отрядов еврейской самообороны, которые возглавлял Владимир Жаботинский, были убиты четверо и ранен 21 араб. После этих событий британским властям некоторое время удавалось сохранять спокойствие в городе. Однако в сентябре 1928 года между евреями и арабами Иерусалима вспыхнул конфликт по вопросу о праве на Западную стену (Стену плача), которая исторически примыкает к комплексу мусульманских святынь на Храмовой горе. Все началось с того, что в преддверии Судного дня евреи установили возле Западной стены традиционную перегородку между молящимися мужчинами и женщинами. В ответ муфтий объявил от имени возглавляемого им Верховного мусульманского совета, что действия евреев противозаконны и направлены на постепенное овладение всем комплексом Храмовой горы. Напряжение быстро нарастало; арабские и еврейские манифестации у Западной стены перешли в августе 1929 года в беспорядки. Нападения арабов на еврейские кварталы Иерусалима были отражены отрядами еврейской самообороны. Столкновения распространились на территорию всей подмандатной Палестины и привели к многочисленным жертвам (большинство жертв среди арабского населения было вызвано действиями британской полиции и армии). В 1936 году вновь вспыхнули арабские беспорядки в Иерусалиме и в других частях страны. На этот раз они были вызваны ростом иммиграции евреев, бегущих из нацистской Германии. Верховный арабский комитет под председательством Амина аль-Хуссейни объявил о всеобщей забастовке и о прекращении уплаты налогов до тех пор, пока не будет приостановлена еврейская иммиграция в страну. В том же году в Палестину прибыла специальная британская комиссия (так называемая "комиссия Пиля"), которая должна была выявить причины беспорядков и выработать рекомендации по их предотвращению. Комиссия Пиля предложила разделить Палестину на еврейское и арабское государства и установить новый международный мандат над главными христианскими городами - Иерусалимом, Бет-Лехемом и Назаретом. Комиссия предлагала, чтобы Декларация Бальфура не имела силы в зоне этого мандата и чтобы жители Иерусалима могли выбирать между гражданством еврейского и арабского палестинских государств. Однако уже в ноябре 1938 года правительство Великобритании признало этот план раздела "практически неосуществимым". В 1937 году участились случаи нападения арабов на еврейский транспорт между Иерусалимом и другими частями страны; в еврейских кварталах Иерусалима и других городов со смешанным населением взрывались подложенные арабами бомбы. Еврейская армия, Хагана, придерживалась так называемой "тактики самообладания" и ограничивалась активной обороной и ответными ударами по центрам арабских налетчиков. Другая еврейска военная организация - Эцел - провозгласила тактику ответных действий и атаковала арабский транспорт, а также производила диверсии в арабских кварталах. Тем временем значительных масштабов достиг террор приверженцев муфтия, направленный против арабов - сторонников умеренной националистической политики. Когда террористическая активность арабов приняла угрожающие размеры, британские власти объявили Верховный арабский комитет вне закона и сместили аль-Хуссейни с поста председателя Верховного мусульманского совета. Спасаясь от ареста, муфтий бежал в Газу и оттуда в Ливан. Арабский мэр Иерусалима, доктор Халиди, и другие члены Верховного арабского комитета были сосланы на Сейшельские острова. Главой городского совета временно стал заместитель мэра, еврей Даниэль Остер, но уже в следующем году на этот пост снова был назначен мусульманин. В 1938 году нападения арабских банд на еврейские и британские объекты приняли характер организованных и скоординированных действий; Старый город Иерусалима стал оплотом террористических групп, и последние еврейские жители мусульманского квартала оставили свое имущество и переселились в еврейские кварталы города. Только в 1939 году англичанам удалось подавить арабские беспорядки. Борьба евреев с британской администрацией 17 мая 1939 года министр по делам колоний Великобритании опубликовал отчет о политических мероприятиях правительства в Палестине (так называемая "Белая книга"), который стал поворотным пунктом в отношениях между британскими властями и сионистским движением. Белая книга 1939 года, по существу, аннулировала данное англичанами обязательство способствовать созданию в Палестине еврейского национального очага. Она предусматривала серьезные уступки требованиям арабских националистов, включая жесткое ограничение еврейской иммиграции, ограничения на покупку евреями земли и даже создание через десять лет независимого палестинского государства. Реакция евреев на эту политическую декларацию была однозначной: по всем еврейским городам и поселениям прошли демонстрации и митинги протеста, сионистские лидеры в Эрец-Исраэль объявили всеобщую забастовку, а подпольные военные формирования евреев стали готовить диверсионные акты против британских властей. С началом второй мировой войны конфликт между сионистским движением и правительством Великобритании отошел на второй план. В Иерусалиме разместился один из штабов британских вооруженных сил на Ближнем Востоке, и царившая в городе напряженность ослабла. Однако в 1944 году, когда стало ясно, что Великобритания не собираетс отказываться от своего политического курса, определенного Белой книгой 1939 года, подпольные еврейские организации Эцел и Лехи возобновили борьбу против британского владычества. После окончания войны к ним присоединилась и Хагана. Иерусалим, будучи центром британской администрации, превратился в главную арену вооруженных акций. Члены еврейского подполья совершали нападения на полицейские участки, ими было произведено несколько взрывов в зданиях, где размещались британские военные и правительственные учреждения. 29 июня 1946 года англичане арестовали руководителей Еврейского Агентства. В ответ на эту акцию 22 июля члены Эцела взорвали гостиницу "Царь Давид", где находились департамент администрации и штаб британских вооруженных сил. В результате взрыва погибло 82 человека. Не чувствуя себя более в безопасности, английские чиновники и солдаты разместились в огражденных укрепленных зонах, прозванных евреями "Бевинградами" (по имени британского министра иностранных дел Э. Бевина). В некоторых кварталах Иерусалима после каждой военной акции еврейского подполья против британских властей вводилось осадное положение, прерывалась почтовая и телефонная связь и прекращался подвоз продовольствия.
| дальше>>>>>
© www.middleeast.org.ua
| |
| |
|