Иерусалим под властью эллинистических государств В 332 г. до н.э. Иудея без сопротивления покорилась Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, дарованные Иерусалиму прежде персидскими правителями, и позволил евреям следовать "закон отцов". Иерусалим и Иудея стали частью огромной империи Александру; на долгие годы попали под влияние эллинистической культуры. После смерти Александра (323 г. до н.э.), в ходе войны между его преемниками ("диадохами") Иерусалиму несколько раз переходил из рук в руки и неоднократно разрушался. В 301 г. до н.э. он окончательно перешел под власть правителя Египта Птолемея I Сотера, который установил контроль над всей Иудеей. Стабилизация власти Птолемеев принесла Иудее процветание; страна получила широкую внутреннюю автономию управлялась из Иерусалима советом старейшин, во главе которого стоя первосвященник. В Иерусалиме сосредоточилась духовная и светская знать страны. Ее представители установили тесные связи с двором Птолемеев и греческой аристократией Египта. Положение, по всей видимости, изменилось к началу II в. до н.э., так как евреи не только приветствовали победу Сирии над Египтом (198 г. до н.э.) но и оказали сирийским силам помощь в осаде запертого в крепости Вир египетского гарнизона. Сирийский царь Антиох III из династии Селевкидов наградил евреев за эту помощь, подтвердив соответствующим декретом и право жить "согласно законам отцов", и освободил жителей Иерусалима о уплаты налогов на три года, а храмовых священнослужителей и софрим5 - навечно. Однако его наследник Селевк IV попытался наложить руку на сокровища Иерусалимского храма, и хотя его действия носили чист стяжательский характер и не были направлены против еврейской религии это событие знаменовало собой начало конфликта между евреями правителями Сирии. Период царствования Антиоха IV Эпифана (175-164 гг. до н.э.) ста поворотным пунктом в истории Иерусалима и всего еврейского народ; Стремясь к консолидации своей империи, Антиох всеми средствам старалс ускорить процесс эллинизации подвластных ему народов. О бесцеремонно вмешивался во внутренние дела Иерусалима, снимая назнача первосвященников по своему произволу, В результате такой политики между ревнителями иудаизма и поборниками эллинизации) началась ожесточенная борьба за власть. В 168 г. до н.э., во время поход, Антиоха против птолемеевского Египта, распространились слухи о смерти царя. Они послужили сигналом к восстаниям в ряде городов Селевкидской империи, в том числе и в Иерусалиме. В ответ Антиох захватил Иерусалим разрушил городские стены и разместил в построенной им крепости Акр; греческий гарнизон. Присутствие в священном городе чужеземцев, принесших с собой языческие культы, не встретило сопротивления ни со стороны первосвященника Менелая - ставленника царя, ни со стороны эллинизированных кругов еврейства. Однако изменение традиционного облик. Иерусалима и распространение в нем языческих культов привело к тому что многие жители начали покидать город. В те дни восстал Маттафия, сын Иоанна... Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он сказал: горе мне! для чего родился я видеть разорение народа моего и разорение святаго города и оставаться здесь, когда он предан в руки врагов и святилище в руки чужих? Храм его сделался как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен, младенцы его избиты на улицах, юноши его пали от меча врага... | I Книга Маккавеев, 2:1, 6-9. | Забота о спокойствии в пограничных областях империи, а также неприязнь к еврейской религии побудили Антиоха издать в 167 г. до н.э. ряд указов, направленных против иудаизма. Одновременно были конфискованы храмовые сокровища, а Храм превращен в святилище Зевса Олимпийского, где стали отправлять также и культ Диониса. Сопротивление этим мерам переросло в народное восстание, которое возглавил Иехуда Маккавей - священник из рода Хасмонеев. Повстанцы поставили перед собой цель добиться автономии Иудеи и очистил Иерусалим от языческой скверны. Будучи не в состоянии овладеть столицей, они, однако, сумели отрезать ее от других частей страны и воспрепятствовать сирийским отрядам, посланным на помощь осажденному гарнизону, войти в город. В конце 164 г. до н.э. повстанцам удалось занял Храмовую гору, очистить Храм от принадлежностей языческого культа6 возобновить традиционные жертвоприношения. В ознаменование этого события Иехуда Маккавей и его сподвижники провели восьмидневною торжество освящения - Ханукку, Праздник Ханукка с тех пор ежегодно отмечается евреями. В годы правления малолетнего Антиоха V Евпатора евреям была пожалована свобода вероисповедания, и Менелай был смещен с поста первосвященника. По условиям перемирия, крепость Акра оставалась в руках сирийского гарнизона. Вскоре, однако, военные действия возобновились, и лишь в 141 г. до н.э. силы Шимона Хасмонея, брата Иехуды, вступили в Акру и положили конец чужеземному присутствию в Святом городе. Иерусалим вновь стал столицей независимого еврейского государства. Иерусалим - столица Хасмонейского царства Усилия Шимона узаконить свое правление и закрепить наследование власти за домом Хасмонеев увенчались успехом. В 140 году до н.э. он был утвержден этнархом, первосвященником и главнокомандующим. Это назначение было наследственным и должно было передаваться потомкам Шимона "до того, как явится истинный пророк". Иерусалим стал столицей Хасмонейского царства. Было восстановлено его значение как религиозного центра всего еврейского народа. Евреи диаспоры, а также обращенные в иудаизм или симпатизирующие евреям неевреи (их количество в эллинистическом мире было в тот период весьма значительным) способствовали благосостоянию Иерусалима, внося традиционный ежегодный налог на содержание Храма. В городе развивались ремесла и торговля, возводились монументальные строения в традициях эллинистической архитектуры, в том числе царский дворец и богатые жилые дома в новом квартале в западной части города (так называемый Верхний город). С юга и востока Иерусалим был обнесен новой стеной (в источниках она известна как Первая стена). Помпей был первый из римлян, который усмирил иудеев и вошел в их Храм, по праву победителя. С того времени стало известно, что внутри Храма нет никакого изображения богов, что жилище Бога пусто и что сокровенная его часть не заключает в себе ничего. Стены Иерусалима были срыты, а Храм остался... | Корнелий Тацит. История, нач. II в. | В 64 г. до н.э. селевкидская Сирия была присоединена к Римской империи. Вмешательство римлян в дела Иудеи стало лишь вопросом времени. Воспользовавшись войной за престолонаследие, вспыхнувшей после смерти царицы Саломеи-Александры, войска римлян под предводительством Помпея в 63 г. до н.э. подошли к Иерусалиму. Приверженцы старшего сына Саломеи, Гиркана II Иоханана, открыли перед Помпеем городские ворота, однако на Храмовой горе римляне натолкнулись на ожесточенное сопротивление сторонников брата Гиркана II - Аристобула, последнего независимого царя из династии Хасмонеев. После трехмесячной осады римляне ворвались в Храм, Помпей вошел в Святая святых, однако храмовые сокровища остались в неприкосновенности. В результате навязанного Помпеем политического урегулирования Иерусалим перестал быть столицей обширного независимого государства и превратилс в административный центр римского протектората, занимавшего лишь часть территории Хасмонейского царства. В 40 г. до н.э. Иерусалим был захвачен с помощью парфян сыном Аристобула, Антигоном II, который низложил назначенного римлянами правителя Гиркана II. Спустя три года город был осажден и взят римским наместником Иудеи при Гиркане II Иродом - сыном перешедшего в иудаизм правителя Эдумеи. Штурм Иерусалима сопровождался грабежом и резней, и Ироду с трудом удалось спасти город и Храм от полного разрушения римскими легионерами. Период римского правления Ирод I, возведенный на престол Иудеи римскими властями, правил с 37 по 4 гг. до н.э., и в годы его царствования Иерусалим был значительно расширен и укреплен. Строительные проекты Ирода отличались особой монументальностью и роскошью. Он перестроил старую городскую крепость Вира, назвав ее Антонией в честь своего патрона - триумвиратора Марка Антония; близ нынешних Яффских ворот он воздвиг внушительную систему укреплений из трех огромных, богато украшенных башен (до наших дней уцелела нижняя часть одной из них), новые кварталы в северной части города были обнесены стеной (так называемая Вторая стена), и по всему городу строились великолепные дворцы и форумы. Особой роскошью отличался примыкавший к трем башням царский дворец, за внешней оградой которого были разбиты сады с мраморными портиками и множеством статуй. Но самым грандиозным строительным мероприятием в годы правления Ирода стала реконструкция всего храмового комплекса. Здание Храма было расширено и перестроено, а его высота удвоена. Ирод увеличил земляной подсыпкой площадь Храмовой горы, для чего возвел вокруг нее подпорные стены из огромных тесаных камней (фрагмент западной части подпорной стены хорошо сохранился до наших дней, он известен под названием Стена плача, или Западная стена, и является одной из главных еврейских святынь). Надземная часть подпорных стен со стороны Храма была оформлена в виде крытых колоннад. Южную стену Храмовой горы венчала базиликальная "Царская колоннада", от которой вниз вела роскошна лестница. Особые усилия потребовались для обеспечения растущего города водой. К северо-западу от трех башен, защищавших дворец Ирода, был высечен в скале бассейн для сбора дождевой воды (так называемый "бассейн Хизкияху"). Другой такой бассейн - Струтион - снабжал водой крепость Антония и окрестные постройки. Важным резервуаром являлся и двойной Овечий бассейн, вырытый с севера от Храмовой горы еще в эллинистический период. В процессе расширения Храмовой горы на ее северо-западной оконечности был вырыт самый большой из бассейнов Иерусалима - Брехат-Исраэль. Его длина составляла 100, ширина - 36, а глубина достигала 30 метров. За стенами города, в долине Ге бен-Хинном, располагался Брехат-ха-Нахашим (Бассейн змей), известный сегодня под названием Брехат-ха-Шултан (Бассейн султана). Система водоснабжени города питалась также и из источников к югу от Бет-Лехема (Вифлеема). Здесь дождевая и родниковая вода скапливалась в искусственных резервуарах ("Бассейны Соломона") и доставлялась в город по водоводам, построенным еще в эпоху Хасмонеев и реконструированным Иродом. Поступавшая таким образом в город вода использовалась исключительно дл нужд Храма. В самом городе широкое распространение получили водосборные цистерны, которые высекались в основаниях жилых домов. Вскоре после смерти Ирода Иудея была превращена в римскую провинцию и, за исключением трехлетнего периода царствования внука Ирода Агриппы I (41-44 гг.), управлялась непосредственно римскими прокураторами, резиденцией которых была Кесария. Управление Иерусалимом находилось в руках первосвященника и Синедриона6. Время от времени, особенно в паломнические праздники7, когда город переполнялся богомольцами со всех концов страны и из диаспоры, прокуратор, сопровождаемый отрядом воинов, прибывал в Иерусалим. Площадь Иерусалима в этот период достигала приблизительно 2,6 кв. км, а население, по некоторым оценкам, превышало 30 000 человек. Однако значение города определялось далеко не только его размерами и официальным положением. В глазах еврейского народа Иерусалим сохранял статус национальной столицы и был символом единства еврейства Эрец-Исраэль и диаспоры, центром притяжения для евреев и геров8 всего древнего мира. Город пользовался широкой известностью и среди неевреев: по свидетельству римского историка Плиния Старшего, Иерусалим был самым известным городом на Востоке. Население Иерусалима постоянно увеличивалось, и к северу от него возник новый пригород (Бет-Зейта), который начали обносить стеной при Агриппе I. Однако, по настоянию римских властей, строительные работы были прекращены и завершились, по-видимому, лишь во время подготовки к антиримскому восстанию 66-70 годов. Главная дорога в Иерусалим шла с севера через Хар ха-Цофим ("Гора обозрения", на латыни - "Скопус"), откуда открывался общий вид на город. Миновав долину Кидрон и Гробницы царей (сохранившиеся до наших дней захоронения царей Адиабены9), дорога приводила к Женским воротам в Третьей городской стене, за которой располагался пригород Бет-Зейта с Дровяным и Овечьим рынками и несколькими водохранилищами. Далее путь преграждала Вторая стена, тянувшаяся ломаной линией от дворца Ирода (к югу от нынешних Яффcких ворот) до крепости Антония, которая возвышалась над северо-западным углом Храмовой горы. Ворота во Второй стене выводили к главным городским рынкам, располагавшимся в долине Тиропион, и далее к густонаселенным кварталам Нижнего города и бассейну Брехат ха-Шиллоах. Через Садовые ворота на стыке Первой и Второй городских стен можно было попасть в Верхний город - место жительства аристократии и зажиточных горожан. Здесь находились дворцы первосвященника и хасмонейской знати, а в северо-западной части располагался дворец Ирода и три защищающие его огромные башни. Гладко стесанный скалистый обрыв, тянувшийся с юга на юго-запад, отделял Верхний город от Нижнего. Над всем городом возвышалась Храмовая гора, окруженная массивной стеной и колоннадами. Сам Храм, представлявший собой систему дворов и великолепных зданий, украшенных белым мрамором и позолотой, занимал центральную часть площади на вершине горы. За городскими стенами, главным образом в долинах Кидрон и Ге бен-Хинном, находилс иерусалимский некрополь. Тогда надгробия высекались прямо в скале, и об их богатстве можно судить по сохранившимся мавзолеям I в. до н.э. - I в. н.э. (среди них - так называемый монумент Авшалома (Авессалома), гробницы священнического рода Хезир, пророка Захарии, членов Синедриона и др.). Конец периода Второго храма был ознаменован усилением мессианского брожения среди евреев. В эти годы появляется обширная эсхатологическа литература, в которой центральное место занимает Иерусалим; по всей стране возникают различные мессианские секты и движения. Лидером одной из таких сект был человек, известный в истории под именем Иисус Христос. Около 30 года он совершает паломничество в Иерусалим на праздник Песах (Пасхи) и проповедует жителям города свое учение, позднее ставшее основой христианства. Согласно свидетельствам евангелистов, он был передан римлянам служителями Храма и казнен по приговору прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Нам собщают, что число осажденных всякого возраста мужеского и женского пола было шестьсот тысяч человек: оружие было дано всем, которые могли носить его, и даже большее число, чем сколько считалось способных, бралось за него. У мужчин и женщин было одинаковое упорство, и, если их заставляли выселяться, они больше боялись жизни, чем смерти. Против такого-то города и народа Кесарь Тит решился вести войну. | Корнелий Тацит. История, нач. II в. | Произвол римских прокураторов Сирии, в состав которой после смерти Агриппы I была включена Иудея, вызвал осенью 66 года восстание, вскоре превратившееся в настоящую войну. Небольшой римский гарнизон, стоявший в Иерусалиме, был уничтожен, а отряды Агриппы II10 изгнаны из города. Римские части, посланные в Иерусалим, захватили в октябре 66 г. Новый город, однако не удержали его и во время отступления были разбиты в ущелье Бет-Хорон к северо-западу от Иерусалима. Летом 68 г. к стенам Иерусалима подступил римский экспедиционный корпус под предводительством одного из опытнейших военачальников Римской империи - Веспасиана. Однако события, потрясшие Римскую империю после смерти Нерона (9 июня 68 г.), когда в течение одного года сменилось три императора, замедлили ход военных действий в Иудее. В начале июля 69 года Веспасиан был провозглашен императором, и только весной 70 года римляне под командованием его сына, Тита, начали решительное наступление на Иерусалим. Не прекращавшиеся до того распри и кровавые столкновения между различными фракциями повстанцев были оставлены, и все жители Иерусалима объединили свои силы для защиты города. Осада Иерусалима и бои за город продолжались пять месяцев. Через несколько недель после начала осады Титу удалось, разрушив участок Третьей стены, завладеть Бет-Зейтой. Подступив ко Второй стене, Тит овладел ею после ожесточенных боев: осажденные защищались с крайним упорством, производя подкопы под насыпи римлян и сжигая осадные машины. Яростное сопротивление заставило Тита отказаться от штурма стен и попытатьс взять город измором. Римские легионы наглухо блокировали город, и когда в начале августа штурм был возобновлен, крепость Антония пала, а несколько дней спустя - 9-го числа месяца ав - римляне с боем захватили Храм и предали его огню. В память об этой трагедии, произошедшей, согласно традиции, в тот же день, что и разрушение Первого храма, евреи всего мира 9-го ава до сих пор соблюдают траур. (Месяц ав приходится на июль-август.) Верхний город был взят месяцем позже. Большинство жителей Иерусалима было убито или погибло от голода; уцелевшие - казнены или проданы в рабство. Город был разрушен; исключение составляли три башни возле дворца Ирода и примыкавшая к ним часть городской стены, предназначавшаяся для защиты Десятого римского легиона, расквартированного среди городских развалин. |