|
|
|
|
ИЕРУСАЛИМ - СТОЛИЦА КОРОЛЕВСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ |
В 1095 году папа римский Урбан II призвал католиков Европы освободить из рук неверных главную святыню христианского мира - Гроб Господень. На его призыв быстро откликнулись правители разных стран Западной Европы, и в июне 1099 года объединенная армия христиан, называвших себ крестоносцами, окружила Иерусалим. Осада города продолжалась девять дней; после того, как отряды осаждавших ворвались в город через пролом в Северной стене, они устроили массовую резню нехристианского населения. Часть евреев, защищавших свой квартал, была перебита или заживо сожжена в синагоге, а часть - взята в плен и продана в рабство в Египет и Италию. Немногих пленников сумела выкупить еврейская община Ашкелона. | Из проповеди папы римского Урбана II на Клермонском Соборе 1095 г. Положите конец вашим ссорам, прекратите ваши войны и оставьте распри и раздоры. Отправляйтесь в дорогу ко Гробу Господню... Иерусалим - пуп земли, цветущая страна, он - как райский сад по прелести своей... И этот царственный город, лежащий в середине мира, захвачен теперь врагами Господа, порабощен теми, кто не знает истинного Бога, и стал святилищем язычников. Страна эта жаждет освобождения и не перестает молить о помощи. Она ждет помощи именно от вас, потому что ваше оружие прославил Господь среди всех народов. Потому вы и должны выйти в поход, чтобы искупить грехи ваши, целиком уповая на вечную славу царства небесного. Из кн. Б.-Ц.Динура "Израиль в диаспоре", Тель-Авив, 1965 (иврит). |
| Крестоносцы превратили Иерусалим в столицу основанного ими на территории Эрец-Исраэль Иерусалимского королевства. В первые годы их правления, ознаменованные смутами и экономическим упадком, Иерусалим оставался почти безлюдным. Для заселения города крестоносцы привлекли сюда христиан из Заиорданья и Сирии, отведя им бывший Еврейский квартал между Дамасскими и Львиными воротами, понизили налоги на сельскохозяйственные продукты и сосредоточили в Иерусалиме все правительственные и церковные учреждения. Благодаря этим усилиям в середине XII века начался расцвет Иерусалима: на том месте, где когда-то находился дворец Ирода, были построены королевский и патриарший дворцы, а поблизости - монастыри и гостиницы для рыцарей различных орденов; тысячи паломников из всех уголков христианской Европы начали стекаться в город. Большинство населения Иерусалима в XII веке состояло из европейцев, по большей части - французов, и основным зыком общения был французский. Были в Иерусалиме также значительные группы немецких, испанских, провансальских и венгерских рыцарей. В городе проживали и так называемые "восточные христиане" - армяне, греки, копты и сирийцы. Мусульманам и евреям проживать в городе не разрешалось. Однако и те, и другие могли посещать город по деловым нуждам, а некоторое число евреев поселилось поблизости от города. Согласно одной из версий путевых записок Биньямина из Туделы19, в Иерусалиме в 1172 году проживала небольшая группа еврейских ремесленников-красильщиков. | Из "Книги путешествий" Биньямина из Туделы От Гавона три паразанги* до Иерусалима; это маленький город, окруженный тремя каменными стенами, и весьма многолюдный: там якобиты, сирийцы, греки, григориане и франки - собрание всех языков и народов. Там есть красильный дом, который ежегодно отдается царем на откуп евреям, с тем, чтобы никто не занимался крашением в Иерусалиме, кроме одних евреев. Их там двести человек; живут они под башней Давида, в конце города. В стенах этой башни сохранилось от древних времен около 10 локтей фундамента, построенного нашими предками; остальное все сделано измаильтянами. Во всем городе нет здания крепче башни Давидовой. Там же находятся два госпиталя: в одном из них помещаются все приходящие сюда больные, и получают все, что им нужно, как при жизни, так и после смерти... Цит. по кн. "Три еврейские путешественники (sic!) XI и XII ст.". С.-Петербург, 1881. | | * Паразанга равна 4,5 км. Правление крестоносцев вызвало интенсивную христианизацию Иерусалима. Многие мусульманские святыни были превращены в церкви. Так, мечеть Купол скалы стала Храмом Господа (Темплус Домини), мечеть Аль-Акса - Храмом Соломона (Темплус Соломонис), главной церковью основанного в 1118 году ордена тамплиеров (храмовников). К тому же, велось широкое строительство новых церквей. Больше всех славилась своей пышной архитектурой новая Церковь Гроба Господня, освященная в 1149 году. На протяжении XII века возникли и укоренились христианские предания и традиции, связанные с Иерусалимом и его окрестностями, в особенности - легенды о последних днях жизни Иисуса (например, предание о Крестном пути - Виа Долороза). | В ноябре 1187 года после длительной осады арабские войска под командованием правителя Египта Салах ад-Дина (Саладина; 1138-1193) овладели Иерусалимом. Христианам (за исключением принадлежащих к восточным церквям - православной, коптской, армянской и др.) было запрещено проживать в городе, многие христианские церкви были превращены в мечети и мусульманские религиозные и благотворительные учреждения. При Саладине была восстановлена еврейская община, и евреи начали переселяться в Иерусалим из других городов страны. Среди новых поселенцев были также евреи из Йемена, стран Магриба и Европы.
| Господину нашему Паскалю, папе римскому; всем епископам и всему христианскому народу от архиепископа Пизанского, от герцога Готфрида, ныне высшей милостью защитника Гроба Святого, от принца Раймонда и от всей армии Господней, находящейся в земле Израиля, привет. ...и после того, как исстрадались войска во время осады, особенно от нехватки воды, созван был совет; и решили епископы и принцы, и повелели: пусть все <осаждавшие> обойдут стены этого города босыми, чтобы пробудить милость Того, кто вошел по кротости своей в город сей для спасения нашего. И после того, как смирились мы, отвратил Господь от нас гнев свой, и на восьмой день смирения нашего предал в наши руки город и врагов своих... И если вы спросите, что стало с врагами, которые были там, знайте, что в храме Соломона и на подходе к нему* скакали кони наших воинов по колено в крови сарацинов... Из письма Готфрида Бульонского папе римскому Паскалю II. Цит. по кн. "Иерусалим в поколениях". Тель-Авив, 1984 (иврит). | | * Имется в виду мечеть Омара и Храмовая гора в целом. Попытка крестоносцев вновь отвоевать Иерусалим у мусульман (так называемый Третий крестовый поход - в 1189-1192 гг.) закончилась неудачей. Однако в 1229 году египетский султан Аль-Малик аль-Камиль и император Священной Римской империи Фридрих II заключили соглашение, по которому вся территория Иерусалима была присоединена к государству крестоносцев, но Храмовая гора сохранялась за мусульманами. Сам Фридрих получил титул Иерусалимского короля и был коронован в Церкви Гроба Господня. Господству крестоносцев пришел конец в 1244 году, когда десятитысячна конница хорезмийцев, призванная египетским султаном Наджм ад-Дином Айюбом (1240-1249 гг.), захватила город, разграбила его, вырезала христиан и разорила Церковь Гроба Господня. По-видимому, от этих бесчинств пострадали также и евреи. | дальше>>>>>
© www.middleeast.org.ua
| |
| |
|