ИЕРУСАЛИМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

- 1. Вступление
- 2. Ханаанский период
- 3. Период Первого Храма
- 4. Период Второго Храма
- 5. Элия Капитолина
- 6. Византийский период
- 7. Арабский период
- 8. Иерусалим и Ислам
- 9. Иерусалим - столица Королевства Крестоносцев
- 10. Иерусалим под властью Мамлюков
- 11. Иерусалим в соствае Оттоманской империи
- 12. Период Британского Мандата
- 13. Иерусалим после принятия резолюции ООН о разделе Палестины
- 14. Разделенный город
- 15. Иерусалим сегодня
- 16. Избранные тексты о Иерусалиме
- 17. Хронология событий

Из других источников:
- Ислам, Запад и Иерусалим

Фотогалереи
- галерея 1
- галерея 2

ИЕРУСАЛИМ В СОСТАВЕ ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Первые столетия турецкого владычества

  В 1517 году Эрец-Исраэль вошла в состав Оттоманской империи. Турецкий султан Сулейман Великолепный (1520-1566) проявлял особое внимание к Иерусалиму, и в годы его царствования город преобразился, В 1536 -1541 годах вокруг Иерусалима была возведена новая городская стена, сохранившаяся до наших дней. Она проходила по остаткам древних городских стен, и в ней имелось шесть ворот. Особым богатством архитектурного оформления отличались северные ворота - Дамасские (Шхемские). По распоряжению Сулеймана мозаичная облицовка мечети Купол скалы была заменена многоцветными изразцами. Была значительно расширена и исправлена система водоснабжения города, включавшая водовод от Соломоновых прудов близ Бет-Лехема, глубокий бассейн возле западной стены Иерусалима (Брехат ха-Шултан) и пять украшенных резьбой по камню водоразборных сооружений в самом городе. Тогда же была подновлена городская крепость возле Яффских ворот.

  Но годы бурного строительства вскоре сменились периодом застоя. В глазах турецких властей Иерусалим утратил стратегическое значение и оставался всего лишь крепостным фортом для отражения набегов бедуинов, кочевавших по пустыне к востоку от города. Великолепные здани постепенно приходили в упадок. В административном отношении Иерусалим был центральным городом санджака (самой мелкой территориально-административной единицы в турецкой империи), и его губернатор подчинялся правителю более обширной области - вилайета, столицей которой являлся Дамаск.
  На протяжении четырехсот лет турецкого владычества не произошло существенных изменений в структуре мусульманского населения Иерусалима: оно оставалось почти целиком арабским, а оседавшие в городе мусульмане неарабы, как правило, быстро ассимилировались в арабской среде. Отсутствие постоянного турецкого населения привело к возникновению местной арабской знати, занимавшей ответственные посты в системе турецкой администрации города.

  Христианская община Иерусалима была неоднородной. Наибольшим влиянием в ней пользовалась греческая православная церковь, к которой принадлежала значительная часть местных христиан-арабов. Греческое духовенство, возглавляемое константинопольским патриархом, имело давние связи с султанским двором, и естественно, что турецкие власти склонны были рассматривать православных в качестве представителей всей христианской общины города. Воспользовавшись этим обстоятельством, греческая православная церковь установила свой контроль над большинством христианских святынь.

  При турецкой власти укрепились также позиции католической церкви, представленной в Иерусалиме монашеским орденом францисканцев. Франция, обеспокоенная ростом влияния габсбургской династии, заключает союз с Турцией, и в 1535 году он закрепляется договором, подписанным французским королем Франциском I и султаном Сулейманом Великолепным. С этого момента главы европейских государств и даже сам папа римский начинают обращаться к королям Франции во всех случаях, касающихс защиты интересов католической церкви в Палестине и охраны святых дл христиан мест, в первую очередь - в Иерусалиме. Прибывавшие из Европы в Иерусалим паломники находились под покровительством францисканского ордена.
  Серьезные изменения происходят и в положении армянской общины, существовавшей в Иерусалиме еще с V века. Используя свои тесные связи с турецкой администрацией, армяне упрочили статус общины; именно в это время окончательно сформировался Армянский квартал Иерусалима.

  Рост влияния православной и католической церквей происходил во многом за счет малых христианских общин: грузинской, эфиопской, коптской и кобитской. Эти общины теряют свои владения в городе и постепенно вытесняются на периферию религиозной жизни.
  Благосклонное отношение султана Сулеймана Великолепного к евреям способствовало возрождению еврейской духовной жизни в Эрец-Исраэль уже в XVI веке. Однако из-за тяжелых экономических условий, в которых находилось еврейское население Иерусалима, центром духовной жизни евреев стал Цфат. Здесь сосредоточилось подавляющее большинство выдающихся законоучителей и мистиков, и именно в этом галилейском городе оседало большинство еврейских иммигрантов, прибывавших в то время в страну. В конце XVI века, когда Цфат пришел в упадок, началось возрождение иерусалимской общины. Особую роль в этом процессе сыграла деятельность главного раввина Египта Бецалеля Ашкенази. Переселившись в Иерусалим в 1587 году и став главным раввином города, он по-новому организовал иерусалимскую общину и принял серьезные меры для улучшени ее материального положения. После этого еврейские переселенцы из Турции, Северной Африки, Италии и Западной Европы начали селиться в Иерусалиме.
  Еврейская община города состояла из различных по происхождению групп. В начале турецкого владычества самой многочисленной из них была группа мустаарбим - арабоязычных уроженцев Эрец-Исраэль. Однако уже в XVII веке большинство еврейского населения города составляли сефарды21, и им принадлежали все руководящие посты в общине. Определенной внутренней автономией обладала группа ашкеназских евреев22, но в этот период она была немногочисленна и во всех вопросах, связанных с контактами между еврейской общиной и властями, зависела от сефардской администрации.

  В XVII веке духовный расцвет Иерусалима продолжался. В 1622 году сюда приехал знаменитый пражский раввин и мистик рабби Иешаяху Горовиц, который возглавил ашкеназскую общину города. В 1658 году в Иерусалиме поселяется рабби Яаков Хазиз из Феса. Он основывает иешиву "Бейт-Яаков", где преподают ведущие ученые и мудрецы Эрец-Исраэль. В Иерусалиме поселяется ряд видных каббалистов, и с этого времени он занимает место Цфата в качестве центра каббалистики.
  К концу XVII века в Иерусалиме насчитывалось около 1200 евреев. Поскольку это число превышало установленную турками квоту, общине приходилось умиротворять власти крупными взятками. Чтобы покрыть эти и другие чрезвычайные расходы, община посылала особых эмиссаров для сбора средств среди евреев диаспоры. Такая традиция существовала давно, однако в этот период она приняла характер постоянной и хорошо организованной деятельности. Среди эмиссаров были видные раввины, ученые и общественные деятели. Таким эмиссаром был однажды назначен и Саббатай Цви - глава мистического мессианского движения, охватившего широкие массы евреев диаспоры в середине 60-х годов XVII века. Сам Саббатай Цви, поселившийся в Иерусалиме в 1662 году, был вскоре отлучен от общины иерусалимскими раввинами и изгнан из города.

  Прибыв в святой город Иерусалим, увидел я, как он выстроен красиво, и пал я ниц, и зарыдал, и сказал: Иерусалим, уподоблен ты вдове, как же оделся ты в одежды красивые в дни вдовства твоего? Лучше бы увидел я тебя в руинах...
Рабби Гершон из Кут, XVIII в.

  Саббатианскому движению не удалось привлечь большого числа приверженцев в Эрец-Исраэль. Однако вызванное саббатианством брожение улеглось не скоро. В 1700 году в Иерусалиме появилась немалая группа саббатианцев из Польши и других европейских стран, называвшая себя "святая община" (по некоторым свидетельствам, она насчитывала около тысячи человек). Ее возглавляли проповедники-каббалисты - рабби Иехуда Хасид и рабби Хаим Малах. Это было первое с XIII века организованное переселение значительной группы ашкеназов в Эрец-Исраэль. Новоприбывшие приобрели участок земли в Еврейском квартале и приступили к строительству синагоги. Однако скоропостижная смерть рабби Иехуды и конфликты между крайними и умеренными сторонниками движения привели к распаду этой саббатианской группы. Часть ее членов вернулась в Европу, а ашкеназска община Иерусалима была вынуждена взять на себя уплату их долгов арабским ростовщикам. Это было не под силу небольшой и экономически слабой ашкеназской общине, и без того обремененной долгами. В 1720 году арабская толпа во главе с ростовщиками-кредиторами ворвалась в синагогу, построенную на купленном саббатианцами участке, разгромила ее и сожгла. Сам участок был конфискован арабами и оставался в их руках вплоть до 1816 года. После этих событий немногочисленные ашкеназы, остававшиеся в Иерусалиме, не осмеливались показываться на улицах города иначе как в традиционной одежде сефардов. Ашкеназская община почти совершенно угасла и возродилась лишь в начале XIX века.
  В 1720-е годы руководители еврейской общины Стамбула (Константинополя) взяли под свое покровительство иерусалимскую еврейскую общину и обязались покрыть ее долги и упорядочить финансовые дела. Был создан Комитет уполномоченных Константинополя, и благодаря его деятельности экономическое положение иерусалимской общины улучшилось. В Иерусалим вновь стали прибывать евреи из стран рассеяния, в городе возникали новые иешивы, на содержание которых поступали средства из-за рубежа. Произведения иерусалимских религиозных ученых печатались в Константинополе, Измире, Салониках и в городах Италии. Тем не менее, в конце столетия численность еврейского населения города вновь начала уменьшаться. По-видимому, многие из переселившихся в Иерусалим евреев покинули страну из-за смут и частых эпидемий. В начале XIX века в Иерусалиме насчитывалось около 3 тысяч евреев.

Рост еврейского населения города

  Завоевание Палестины и Сирии египетским правителем Мухаммадом Али и его сыном и наместником Ибрагим-пашой в начале 30-х годов XIX века стало поворотным пунктом в истории еврейского Иерусалима. Египетский режим, продержавшийся в городе с 1831 по 1840 год, был более терпим к национальным меньшинствам, тем более, что он испытывал на себе большое влияние европейских государств. В 1835 году Ибрагим-паша разрешил еврейской общине Иерусалима отстроить четыре старые синагоги в центре Еврейского квартала. Речь шла о реконструкции сефардских синагог, находившихся на грани разрушения, так как все предыдущие ходатайства перед властями об их ремонте были отвергнуты. В 1836 году ашкеназские евреи добились у египетского правителя специального указа, признающего за ними право на участок, купленный когда-то саббатианской группой Иехуды Хасида и конфискованный властями более ста лет назад. Этот указ создал условия для возрождения ашкеназской общины Иерусалима, и вскоре на возвращенном участке была построена первая ашкеназская синагога. Опустошительное землетрясение в Цфате в 1837 году и беспорядки на севере страны в 40-х годах XIX века побудили многих евреев Галилеи переселиться в Иерусалим, и к середине XIX века иерусалимская община стала самой значительной из еврейских общин Эрец-Исраэль.
  Восстановление турецкой власти в Палестине в 1840 году оказало значительное влияние на дальнейшее развитие еврейской общины Иерусалима. По настоянию западноевропейских евреев-филантропов Моше Монтефиоре23 и Адольфа Кремье24 турецкий султан выпустил указ, уравнивавший статус евреев со статусом других подданных Турции. Евреи Иерусалима должны были избрать в качестве представителя всей еврейской общины Эрец-Исраэль главного раввина, или Хахам-баши (по еврейской традиции он носил титул "Ришон ле-Цион" - "Первый в Сионе"). На этот пост мог избираться только сефардский раввин, так как турецкие власти признавали только сефардскую общину.
  Тем не менее, в этот период наблюдается рост ашкеназской общины в Иерусалиме. Наиболее влиятельной ашкеназской группой в городе были так наз. прушим - последователи знаменитого рабби Элияху из Вильно (Виленского гаона25). Первые прушим прибыли в Эрец-Исраэль в 1808 году и осели в Галилее, но в 1814 году из-за свирепствовавшей там эпидемии многие из них переселились в Иерусалим. В 30-е и 40-е годы XIX столети к ним присоединяются новые переселенцы - из Литвы и Белоруссии. Они учреждают свои собственные суды, синагоги и иешивы. Вторая крупна ашкеназская группа, состоявшая из хасидов26, стала селиться в Иерусалиме, в основном, после землетрясения 1837 года, разрушившего Цфат. Из-за своей малочисленности - хасиды как члены ашкеназской общины - долгое время находились в большой зависимости от прушим.

  Несмотря на определенное улучшение статуса евреев в Иерусалиме, положение еврейской общины города в целом оставалось тяжелым. Больша часть ее членов жила на пожертвования из-за рубежа. Еврейский квартал представлял собой лабиринт узких грязных улиц с обилием полуразрушенных зданий. Недалеко от сефардских синагог располагалась городская бойня, распространявшая зловоние на весь квартал. Один из европейских путешественников, некто Г.Шерер, посетивший Иерусалим в 1859 году, назвал Еврейский квартал города самым жалким гетто Востока.
  Первые признаки экономического и культурного улучшения начали появляться только в середине XIX века. В 1841 году хасид Исраэль Бак перевел из Цфата в Иерусалим свою типографию, которая стала первой еврейской городской типографией. В 1863 году в Иерусалиме начали выходить в свет и первые газеты: "Ха-Леванон" - орган прушим, и хасидская газета "Хавацелет". Благодаря щедрой поддержке филантропов, в первую очередь, Моше Монтефиоре и семьи Ротшильд, в Иерусалиме были учреждены еврейские клиники, больницы и школы. Первая еврейска больница (на 18 коек) была основана Ротшильдами в 1854 году, а три года спустя открылась больница "Бикур холим", существующая по сей день. В 1856 году была учреждена первая светская еврейская школа для мальчиков, названная по имени австрийского филантропа Симона фон Лемеля. В 1864 году несмотря на протесты ортодоксов была открыта первая женская школа (школа Эвелин де Ротшильд). В 1860 году на средства, собранные в западноевропейских общинах, началось строительство комплекса домов дл бедных (так называемых "батей-махасе" - "убежищ").

Из дневника леди Джудит Монтефиоре*

  Четверг, 6 июня 1830 г.

  Какие чувства должен испытывать путешественник среди гор, на которых некогда зримо была явлена устрашающая сила Всемогущего, вблизи города, которому Он даровал свое имя, где красота святости сверкала в своем первозданном величии, и к которому даже в его жалком состоянии, в плену и запустении все народы земли, так же, как и его собственные дети, обращаются с глубоким благоговением и восхищением! О, эти чувства, которые испытывает здесь путешественник, внимая упоительным строкам израильского вдохновенного царя**, может понять только тот, кто удостоился их пережить...

  Чем ближе мы подъезжали к Иерусалиму, тем безжизненнее и печальнее становилась кругом земля. Но какими бы серьезными не были мысли, навеянные меланхолической пустынностью каменистых гор и долин, через которые мы проезжали, они вдруг исчезли, уступив место чувству неописуемой радости и восторга, когда весь Святой город полностью открылся нашим глазам, со своими куполами и минаретами, отражающими великолепие небес. Сойдя с лошадей, мы сели на землю и излили наполнявшие наши сердца чувства в горячих молитвах Тому, чье милосердие и промысел привели нас в целости и сохранности в город наших предков.

Из "Дневника путешествия в Египет и Палестину через Италию и страны Средиземноморья".
Частное издание. Лондон, 1885 (англ.).


  * леди Джудит Монтефиоре - жена Моше Монтефиоре.
** Разумеется, леди Джудит имеет в виду царя Давида.

  Постоянный рост еврейского населения в Иерусалиме побудил общинных лидеров к строительству больших синагог. В 1856 году при содействии английского посла в Стамбуле община прушим получила разрешение султана на строительство новой синагоги на том участке, где в начале XVIII века стояла синагога последователей Иехуды Хасида. Средства, необходимые дл этого проекта, собирались по всему миру. Строительные работы завершились только в конце 1864 года, и новая, самая большая из иерусалимских синагог, получила название "Бейт-Яаков" - в честь барона Якова (Джеймса) Ротшильда, пожертвовавшего большую сумму на ее строительство. Жители Иерусалима по старой памяти продолжают называть эту синагогу и сейчас "Хурват <развалины синагоги> рабби Иехуда Хасид", или просто "Хурва". В 1856 году хасидская община также приступила к строительству своей синагоги. Она была завершена в 1872 году и названа "Тиферет Исраэль" - в память о знаменитом хасидском цаддике рабби Исраэле из Ружина.

Проникновение европейских государств в Иерусалим

  С ослаблением Оттоманской империи в XIX веке усиливается вмешательство европейских государств во внутренние дела страны. Стремясь укрепить свои позиции и влияние на Ближнем Востоке, страны Европы открывают в различных городах империи представительства. Первым таким иностранным представительством в Иерусалиме стало английское консульство, учрежденное в 1838 году. Примеру Англии вскоре последовали Прусси (1842), Франция (1843) и Австрия (1847). В течение двадцати лет почти все западные государства, в том числе США и Россия, открыли свои представительства в Иерусалиме. Особенное значение деятельность иностранных консулов приобрела в связи с Капитуляциями - так назывались договоры между Оттоманской империей и европейскими странами, в соответствии с которыми иностранные граждане, живущие на территории империи, не подлежали юрисдикции турецких властей. Капитуляции практически освобождали уроженцев Европы и их потомков от какой бы то ни было зависимости от турецкой администрации, европейцы полностью находились под покровительством влиятельных консулов. С укреплением статуса консульств заметно улучшилось положение немусульманских меньшинств, которые могли теперь полагаться на защиту европейских государств. Ввиду сравнительно высокой численности в Иерусалиме евреев европейского происхождения, некоторые страны иногда назначали - консульских представителей из их числа, вменяя им в обязанность уделять особое внимание защите интересов своих соплеменников - подданных этих стран. Англия покровительствовала также и евреям без подданства.


  К середине XIX века в Иерусалиме усилилась миссионерская деятельность различных христианских организаций. Наиболее активной в этой области стала недавно возникшая протестантская община (первое протестантское епископство под общим контролем англиканской и прусской протестантских церквей было открыто в 1841 году). Так как миссионерская деятельность среди мусульман была запрещена турецким законодательством, миссионеры сосредоточили свое внимание на еврейской общине и на общинах восточных христиан. Это привело к возникновению протестантских конгрегаций среди арабов-христиан. Небольшое число евреев также приняли христианство, в основном из экономических соображений. Вместе с тем, были случаи перехода христиан в иудаизм. Так, в 1848 году принял иудаизм американский консул У. Крессон, после чего стал членом сефардской общины города.
  Европейские державы использовали соперничество различных христианских общин Иерусалима для расширения сфер своего влияния в Оттоманской империи. Франция традиционно выступала в роли защитника интересов католической церкви и ее святынь, и под французским давлением в 1847 году (вновь после эпохи крестоносцев) была учреждена латинска патриархия в Иерусалиме. Россия покровительствовала греческой православной церкви и восточным христианским общинам. При помощи русской духовной миссии и, позднее, Императорского православного палестинского общества царское правительство переводило большие суммы на содержание церквей, школ и странноприимных домов. Межобщинные трени в Иерусалиме немедленно сказывались на отношениях между странами-покровительницами. Так, конфликт между православной и католической церквями вокруг прав на христианские святыни привел к острой конфронтации между Россией и Францией, что стало одной из причин Крымской войны 1853-1856 годов.
  Европейское влияние, значительно возросшее после оказанной европейскими державами поддержки турецкому султану в борьбе с Мухаммадом Али и особенно усилившееся после окончания Крымской войны, привело к постепенному превращению Иерусалима в более современный город. Еще в 1848 году члены сефардской семьи Валеро открыли первый в городе банк; в том же году Австро-Венгри учредила в Иерусалиме почтовое агентство и наладила современную почтовую связь между Палестиной и Европой. Ее примеру вскоре последовали Франция, Пруссия и Италия. В период с 1847 по 1853 год латинской и греческой патриархиями были основаны типографии. В 1858-1859 годах открываются австрийский и немецкий постоялые дворы дл паломников. В городе появились новые больницы, где работали врачи из Европы. К 1856 году общее население Иерусалима достигло примерно 18 тысяч человек.


Строительство новых кварталов вне городских стен и благоустройство города

  Вплоть до середины 50-х годов XIX века новое строительство в Иерусалиме было ограничено старыми крепостными стенами. Все городские ворота закрывались с наступлением темноты, оставаться за пределами города было опасно: жители окрестных арабских деревень зачастую не брезговали разбоем на дорогах. Такое положение вещей стало меняться вместе с активизацией деятельности иностранных государств в Иерусалиме. В 1855 году английский консул Джеймс Финн построил к западу от города дом на большом участке земли. Через год немецкий миссионер Людвиг Шнеллер переселился с семьей в построенное им здание неподалеку от деревни Лифта. В 1860 году он организовал рядом со своим домом сиротский приют для детей ливанских христиан, убитых во время друзских волнений в Ливане27. В конце 50-х годов на возвышенности к северо-западу от городской стены началось строительство Русского подворья - внушительного комплекса зданий, включавшего в себя собор, больницу, резиденцию русского консула и странноприимные дома.

С каждым кусочком земли, который мы приобретаем, мы вполняем повеление Бога взять эту землю в свое владение... конечно, просто купить землю это еще не все; следует самим жить на земле наших предков, в Иерусалиме, в нашем святом городе, и украшать эту землю, растить на ней плоды и злаки...
Рабби С. Могилевер, 1890 г.

  Однако на дальнейшее развитие города решающее влияние оказало еврейское строительство. Естественный рост еврейской общины и все увеличивающийс приток иммигрантов привели к перенаселению Еврейского квартала в Старом городе. Многие еврейские семьи стали покупать или арендовать дома в других кварталах города, главным образом, в Мусульманском. Но это не могло стать долговременным решением жилищной проблемы для быстро растущего еврейского населения. Возникла необходимость строить жилые кварталы вне городских стен. Первым таким кварталом стал построенный по инициативе Моше Монтефиоре квартал Мишкенот-Шаананим ("Мирные жилища"). Деньги на приобретение земельного участка поступили из фонда американского филантропа Иехуды Торо, и в 1855 году, на склоне долины Ге бен-Хинном, напротив Сионской горы и западной стены города, началось строительство первых домов этого квартала. Рядом с ними Монтефиоре построил ветряную мельницу, ставшую одной из достопримечательностей города. Эта мельница должна была обеспечить заработком жителей квартала. В 1868 году евреи - выходцы из Северной Африки под руководством своего духовного лидера рабби Давида бен-Шимона основали квартал Махане-Исраэль (он располагался к северу от Мишкенот-Шаананим). В следующем году началось строительство большого еврейского квартала на Яффской дороге. Инициаторами этого проекта были выходцы из влиятельных семей литовских ортодоксов (прушим). Поначалу в создании квартала участвовало только семь семей, и поэтому он получил название Нахалат Шива ("Надел семерых"). Во главе инициативной группы стояли рабби Йосеф Ривлин и рабби Иоэль Моше Саломон - энтузиасты расширения города и участники создания многих кварталов Иерусалима.
  Строительство христианских кварталов нового города было начато немецкой сектой темплеров28, основавших в 1873 году так называемую Немецкую колонию к югу от Старого города и проложивших в ней одну из первых в городе мощеных улиц.
  Новые кварталы связывались дорогами со Старым городом, вне крепостных стен теперь проживали значительные группы населения, и постепенно городские ворота стали оставлять открытыми на круглые сутки.

  Квартал Меа-Шеарим не просто религиозное сообщество; с самого начала он взял на себя все функции автономной общины, подобной городу или местечку - "штетл " на языке его обитателей, - которые существовали когда-то в царской России или Польше. Турецкие власти не имели никакого реального влияния на происходившее в Меа-Шеарим, так как квартал находился под покровительством английского консула <...>. Администрация квартала занималась всеми вопросами, касавшимис повседневной жизни его обитателей и их нужд: благоустройством и мощением улиц, строительством магазинов и рынков, ремонтом водосборных резервуаров, туалетов и ритуальных бассейнов (микв), записью имущества в правительственные регистры и, наконец, самое главное - обеспечением мира и согласия в квартале...

  Основатели этого квартала были выходцами из Восточной Европы, и они сознательно построили себе что-то вроде старого местечка, настоящего закрытого гетто, удаленного от основных транспортных артерий и полностью изолированного от внешнего мира. Воздвигнутые ими стены должны были уберечь от скверны их тела и души.

Из кн. А. Фирста "Новый Иерусалим".
Иерусалим, 1946 (иврит).


  Развитие города в северном и северо-западном направлениях происходило почти исключительно за счет строительства еврейских кварталов. В 1874 году возникает квартал Меа-Шеарим, годом позже - Эвен-Исраэль, в 1877 - Бейт-Яаков, слившийся позднее с основанным в 1887 году кварталом Махане-Иехуда. Как правило, новые кварталы представляли собой прямоугольные участки, застроенные по периметру и вдоль внутренних узких улочек. Сплошные внешние стены, скупо прорезанные запиравшимис на ночь воротами, и зарешеченные окна придавали кварталу сходство с крепостью. В центре квартала обычно располагались синагога, бет-мидраш29, талмуд-тора30 и пекарня. Рядом с ними в скальном грунте выкапывался большой резервуар, служивший главным источником воды дл жителей квартала.
  Иначе выглядел Бухарский квартал, основанный в 1891 году незадолго до того возникшей в Иерусалиме общиной бухарских евреев. Его широкие прямые улицы и богато украшенные дома вызывали восхищение путешественников и жителей города.
  В 80-х годах XIX века часть Иерусалима вне стен Старого города начинает все более походить на европейский город. В промежутках между старыми кварталами (в основном, вдоль дорог) возникают улицы, застроенные домами фронтально, появляются многоэтажные здания. К этому времени в Иерусалиме уже существовали две гостиницы, открылись первые современные магазины, ряд банковских учреждений. В эти годы были проложены дороги в Шхем и Иерихон, налажено регулярное движение дилижансов между Иерусалимом и Яффой. В 1881 году к северу от Дамасских ворот возник новый христианский квартал - Американская колония. На средства европейских правительств в городе строились многочисленные церкви, монастыри, больницы и школы. Их архитектура соответствовала европейскому стилю. Наиболее активны в этом отношении были Франция и Германия. В 1889 году с целью улучшения связи между французскими учреждениями внутри и вне Старого города в северной части городской стены были пробиты Новые ворота.


  Осенью 1898 года Иерусалим посетил кайзер Германии Вильгельм II. Дл того, чтобы дать возможность кайзеру и его свите въехать в Старый город верхом и в каретах, был разобран участок стены возле Яффских ворот и засыпан крепостной ров. В 1892 году была открыта первая в Палестине железнодорожная линия, связавшая Иерусалим с тогдашним главным портом Эрец-Исраэль - Яффой.
  Бурное развитие Иерусалима в начале XX века (накануне первой мировой войны население города насчитывало уже около 80 тысяч человек) было прервано вступлением Турции в войну в конце 1914 года. Голод, эпидемии, аресты и выселения пагубно отразились на жизни города, население которого к концу войны уменьшилось до 55 тысяч человек.

дальше>>>>>

© www.middleeast.org.ua

Web middleeast.org.ua



© middleeast.org.ua 2000-2022. Ближний восток. Отдых и туры в Турцию, Египет, Тунис.
При использовании материалов сайта, ссылка на Ближний Восток (Турция, Египет, Тунис) обязательна. По всем вопросам пишите на varbane@gmail.com . Политика конфиденциальности