ИЕРУСАЛИМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

- 1. Вступление
- 2. Ханаанский период
- 3. Период Первого Храма
- 4. Период Второго Храма
- 5. Элия Капитолина
- 6. Византийский период
- 7. Арабский период
- 8. Иерусалим и Ислам
- 9. Иерусалим - столица Королевства Крестоносцев
- 10. Иерусалим под властью Мамлюков
- 11. Иерусалим в соствае Оттоманской империи
- 12. Период Британского Мандата
- 13. Иерусалим после принятия резолюции ООН о разделе Палестины
- 14. Разделенный город
- 15. Иерусалим сегодня
- 16. Избранные тексты о Иерусалиме
- 17. Хронология событий

Из других источников:
- Ислам, Запад и Иерусалим

Фотогалереи
- галерея 1
- галерея 2

ПЕРИОД ПЕРВОГО ХРАМА

Город Давида и Соломона

  Возрадовался я, когда сказали мне: "Пойдем в дом Господень".
  Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, -
  Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
  Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.
  Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
  Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих!
  Ради братьев моих и ближних моих говорю я: "Мир тебе!"
  Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.
Псалом 121

  Объединив израильские племена под своей властью, царь Давид счел необходимым устранить иевуситский анклав, отделявший надел колена Иехуды (из которого происходил он сам) от наделов остальных колен. В то же время Давид надеялся, что, захватив Иерусалим, который не принадлежал никакому из колен Израилевых, он сможет превратить этот город в общенациональный центр, не вызвав при этом межплеменного соперничества.
  Захват Иерусалима был осуществлен Давидом около 1004 года до н. э. силами собственной дружины без племенного ополчения, что обеспечило захваченному городу статус царской собственности. Овладев городом и успешно защитив его от нападений филистимлян, Давид мог с полным правом назвать его "Ир Давид" ("Город Давида") и перенести в него из Хеврона столицу царства. Переместив в город из Кирьят-Йеарим главную святыню еврейского народа - Ковчег завета, Давид превратил Иерусалим также в религиозный центр еврейского царства. Данные археологических раскопок свидетельствуют, что город Давида занимал южный склон Храмовой горы и спускался до самой долины Кидрон, защищавшей его с востока. С запада путь к городу преграждали долины Ге бен-Хинном и Тиропион, а на севере над ним возвышалась иевуситская крепость Сион (Цион), на руинах которой Давид построил свой дворец (до наших дней сохранилась ступенчата структура, служившая, по-видимому, основанием этого дворца).


  В годы правления сына Давида, царя Соломона (Шломо), статус Иерусалима как столицы Объединенного царства еще более упрочился. Географическое положение города, находившегося в центре страны на пересечении традиционных путей с севера на юг и с запада на восток, способствовало его экономическому расцвету. Через Иерусалим проходили караваны из Месопотамии в Египет и из Финикии к Красному морю. Расширив город в сторону севера и построив на горе Мория (позднее - Храмовая гора) главное святилище евреев - Иерусалимский храм, Соломон закрепил за Иерусалимом уникальный статус священного и одновременно престольного города.


Столица Иудейского царства

  После смерти царя Соломона в 928 г. до н.э. Объединенное царство распалось на два независимых государства: на севере возникло Израильское царство, в которое вошли наделы десяти колен, а на юге, на землях колен Иехуды и Биньямина, сформировалось Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. Здесь продолжала править династия Давида.
  В 924 г. до н.э. в Иудею вторгается фараон Шешонк. Ему не удаетс захватить Иерусалим, однако уплаченный фараону царем Рехавамом, сыном Соломона, огромный выкуп опустошил сокровищницы Храма и царского дворца и разорил город. Примерно в 786 г. до н.э., в царствование Амации (798-769 гг. до н.э.), израильский царь Иехоаш захватил Иерусалим; город был разграблен, и часть крепостной стены разрушена. Цари Иудеи - Уззия (769-733 гг. до н.э.) и Хизкияху (727-698 гг. до н.э.) значительно укрепили и расширили его. В 722 г. до н.э. войска Ассирии захватили Израильское царство, и поток беженцев с севера устремился в Иерусалим. Опасаясь вторжения ассирийцев в Иудею, Хизкияху предпринимает ряд шагов по подготовке города к длительной осаде. Он включает в пределы Иерусалима часть прилегающей к городу с запада возвышенности (позднее ошибочно названной Сионской горой) и обносит ее системой мощных укреплений. Фрагмент этих укреплений, так называема "широкая стена", был обнаружен израильскими археологами в Еврейском квартале Старого города. Кроме того, Хизкияху прокладывает под городом Давида туннель, по которому вода из ключа Гихон в долине Кидрон - главного источника водоснабжения города - поступает в бассейн Шиллоах, находившийся внутри городских стен.

  В 701 г. до н.э. ассирийский царь Санхерив осадил Иерусалим, однако вскоре он вынужден был снять осаду и заключить перемирие из-за разразившейся в его войске эпидемии. Ни одна другая столица, включа Дамаск и Самарию (1 Царств, 16:24), не выдержала натиска ассирийских сил, и поэтому неожиданное спасение Иерусалима было воспринято современниками как чудо и укрепило веру в святость города, охраняемого Богом. Когда в 612 г. до н.э. Ассирийская империя рушится под ударами вавилонских войск, иудейский царь Иошияху делает смелую попытку объединения всех земель Эрец-Исраэль3 под своей властью: он превращает Иерусалимский храм в единственный культовый центр не только для жителей Иудеи, но и для остатков населения уничтоженного Израильского царства.

  В годы войны между Вавилонской империей и Египтом (кон. VII в. до н.э.) за ассирийские владения Иерусалим некоторое время находился под властью египтян, а затем был отвоеван вавилонянами. Однако преемники Иошияху, полагаясь на помощь Египта, восстали против Вавилонии, и тогда, в 597 г. до н.э., вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. Город сдался, и иудейский царь Иехояхин вместе с придворными, знатью, воинами и ремесленниками - всего около 10 тысяч человек - был уведен в Вавилонию. Туда же были вывезены храмовые и царские сокровища. Несмотря на трагические последствия восстания, возведенный на престол Навуходоносором царь Цидкияху не отказался от проегипетской ориентации и в 588 г. до н.э. поднял новое восстание. В том же году вавилонские войска подошли к Иерусалиму, и после изнурительной двухлетней осады город был взят и полностью разрушен, Храм сожжен, а большинство населения убито или уведено в плен. Сам царь Цидкияху, ослепленный захватчиками после того, как у него на глазах умертвили его сыновей, был отправлен в цепях в Вавилонию. И Иерусалим оставался в развалинах вплоть до возвращения изгнанников.

  Увидя Храм объятым пламенем, взошел первосвященник на кровлю его, а вслед за ним - группа за группой взошли юноши из коханидов* с ключами от храмовых дверей в руках и воззвали они к Господу, и сказали:

  - Владыка мира! Недостойные быть сокровищехранителями, заслуживающими Твоего доверия, - возвращаем мы Тебе ключи от Дома Твоего!

  И с этими словами бросили ключи к небесам. Показалось подобие кисти руки и приняло ключи.

Из "Аггады", сост. Х.Н.Бяликом и И.Х.Равницким. Пер. С.Фруга.
Репринт изд. 1908 г. "Библиотека-Алия", Иерусалим, 1980 г.


* Коханиды (ивр. коханим) - представители священнического рода, члены которого в древности совершали службу в Скинии завета, а затем в Храме.

дальше>>>>>

© www.middleeast.org.ua

Web middleeast.org.ua



© middleeast.org.ua 2000-2022. Ближний восток. Отдых и туры в Турцию, Египет, Тунис.
При использовании материалов сайта, ссылка на Ближний Восток (Турция, Египет, Тунис) обязательна. По всем вопросам пишите на varbane@gmail.com . Политика конфиденциальности